Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

Вакиль Галиулин: В ближайшем будущем цены на ИТ-услуги стабилизируются

Вакиль ГалиулинНа вопросы CNews.ru отвечает Вакиль Галиулин, заместитель генерального директора компании Стерлинг Групп.

CNews.ru: Как бы вы оценили актуальное состояние развития российского рынка ИТ-консалтинга? Какие ключевые тенденции определяют его развитие?

Вакиль Галиулин: Российский рынок ИТ-консалтинга демонстрирует устойчивое состояние. Темпы его роста не столь высоки, как несколько лет назад. Главные изменения происходят в целевых сегментах проектов. Это и есть ключевая тенденция нынешнего этапа развития российского рынка ИТ-консалтинга — изменение основных сегментов потребителей услуг консультирования. Место крупных предприятий, которые уже внедрили крупные системы уровня предприятия, занимают небольшие компании и организации.

Существенная характеристика сегодняшнего этапа — заметное увеличение количества зарубежных компаний, выходящих на российский рынок. Эти компании стремятся активно работать на нашем рынке и, при этом, используют для управления те системы, которые уже давно у них работают. То есть ими перед ИТ-консультантами ставится не задача обоснования выбора системы управления и ее внедрения, а задача донастройки (локализации) системы с учетом российской специфики, например, бухгалтерского, налогового учета. Такие проекты делаются совместной командой западных и российских консультантов. Это накладывает дополнительные требования к знаниям российских ИТ-консультантам в части владения языком, владения западными методиками внедрения и, вообще, понимания западной бизнес-логики.

CNews.ru: По данным ряда аналитических исследований, за последние годы стоимость услуг ИТ-консультантов увеличилась. Между тем платежеспособный спрос на данные услуги растет пока медленнее, особенно в регионах. Следует ли в этой связи ожидать сокращения темпов роста цен?

Вакиль Галиулин: Думаю, что ближайшее будущее — это не замедление темпов роста цен, а их стабилизация, что, впрочем, мы уже наблюдаем, в том числе, и в регионах.

CNews.ru: В 2003 году эксперты оценивали рост рентабельности российской промышленности порядка 65% и объясняли подобный успех значительным вкладом со стороны консультантов. Насколько, по вашему мнению, вышеуказанная закономерность адекватна реалиям рынка?

Вакиль Галиулин: Работа ИТ-консультанта с трудом поддается точным расчетам экономической эффективности — эти услуги подчас невозможно строго отделить от других элементов системного проекта. Вряд ли кто-то сможет точно сказать, что вот эти, скажем, 20% повышения доходности предприятие получило за счет внедрения более производительной техники, другие 20% — за счет более совершенных оргпроцедур, а еще 20% — исключительно благодаря дельному совету умного консультанта. Скорее названная цифра подразумевает, что в результате привлечения к крупным ИТ-проектам консультантов были успешно реализованы эффективные ИТ-решения, которые, в конечном итоге, привели к повышению уровня рентабельности… А вот рентабельности чего? Не возьмусь ни подтвердить, ни опровергнуть тезис об общей рентабельности всей российской промышленности. Боюсь, что данное заявление все же чересчур оптимистично… Если бы усилий одной ИТ-отрасли и десятка — двух консалтинговых фирм было достаточно для такого подъема всей российской промышленности, это давно бы уже произошло.

Получить точные цифры, описывающие экономическую эффективность внедрения комплексного ИТ-решения на одном предприятии, — это уже крайне непростая задача. Такую задачу мы решали недавно в своей собственной компании — исследовали экономическую эффективность внедрения подсистемы CRM в «Стерлинг Групп». Группа аналитиков, профессиональных консультантов из независимой консалтинговой компании США работала у нас несколько месяцев, анализируя изменения ключевых показателей деятельности после внедрения системы. А ведь это был анализ лишь одной из подсистем эксплуатируемой нами интегрированной системы управления mySAP Business Suite!

CNews.ru: На какие отрасли сейчас приходится наибольшая доля ваших консалтинговых проектов? Исследование CNews Analytics обнаружило, что в традиционно считавшемся главном потребителе этих услуг — нефтегазовом секторе — уже достигнута точка насыщения. Подтверждает ли это ваша практика?

Вакиль Галиулин: Нефтегазовый сектор — традиционный потребитель услуг нашей компании. Могу подтвердить, что практически все более-менее крупные компании, работающие в данном сегменте промышленности, которые хотели использовать систему управления предприятием (ERP-систему), уже делают это. В этом ракурсе точка насыщения, действительно, достигнута. Однако рынок жив не одними только крупными предприятиями. После внедрения наступает фаза сопровождения системы — и это тоже рынок.

Небольшие организации сегодня приходят к пониманию того, что, во-первых, внедрение ИТ на промышленном предприятии способно дать большой экономический эффект. Во-вторых, они понимают, что эти ИТ-решения не столько крупные, сколько сложные, поскольку связаны с ответственными технологическими процессами. Вот и мы, взаимодействуя с этими небольшими промышленными предприятиями, «воюем» и числом, и умением. Кстати, именно для того чтобы эффективно вести большое количество проектов, выполняемых на небольших предприятиях, мы и внедрили в собственной компании подсистему CRM. Только за счет применения эффективных технологий взаимодействия с заказчиками, как потенциальными, так и реальными, в течение 1 года после внедрения CRM показатель ROI (возврат на инвестиции) составил 74%.

CNews.ru: По вашим наблюдениям, насколько изменилась за последние годы структура спроса на услуги ИТ-консалтинга в секторе отечественной промышленности и телекоммуникаций? В целом, какие из предлагаемых вами услуг в области ИТ-консалтинга сейчас наиболее востребованы российским рынком?

Вакиль Галиулин: Услуги ИТ-консалтинга, ИТ-аудита подразумевают, с одной стороны, анализ технической инфраструктуры заказчика, а, с другой стороны, проверку качества внедрения ИТ-решений. Это обстоятельство обусловливает тот факт, что проекты ИТ-консалтинга, в основном — это проекты оптимизации существующей ИТ-инфраструктуры, а не создания ее «с нуля».

Изменения в структуре спроса, конечно, происходят. Можно отметить, что в последнее время в числе заказчиков стали постоянно появляться компании, работающие на массовом рынке, то есть оказывающие услуги населению: телекоммуникационные операторы, торговые дома, популярные электронные ресурсы. Такие компании ритейлового типа, выйдя на солидный уровень продаж, понимают, что ИТ им жизненно необходимы для поддержки эффективной системы массовых продаж и оптимизации бэк-офисных рабочих взаимодействий.

CNews.ru: В каких отраслях вами были реализованы наиболее масштабные консалтинговые ИТ-проекты за последнее время? Расскажите о наиболее интересных из них.

Вакиль Галиулин: Действительно масштабный проект — это внедрение подсистем SAP R/3 в части централизованного материально-технического снабжения в ОАО «Татнефть», начиная от проведения заявочной кампании и заканчивая поступлением на склад и передачей потребителям ТМЦ с отслеживанием плановых и фактических значений бюджетов закупок. Но, как уже было сказано выше, время действительно масштабных проектов — как по финансированию, так и объему реализованных услуг — проходит. Все чаще на повестке дня появляются средние и малые проекты в части сопровождения уже установленных систем, оптимизации настроек и технологий работы с системами и т.п. Здесь скорее следует говорить не о масштабности отдельного внедрения, а об общих тенденциях спроса. Заметна также явная популярность внедрений подсистем электронного документооборота и управления человеческими ресурсами.

CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития российского ИТ-консалтинга? Будет ли это направление существовать автономно или же рано или поздно окончательно интегрируется в общее направление деятельности по бизнес-консалтингу?

Вакиль Галиулин: ИТ-консалтинг как определенный круг конкретных задач есть сейчас и будет оставаться автономным направлением. Вряд ли в обозримом будущем ИТ-консалтинг объединится в единое целое с бизнес-консалтингом — слишком уж различны применяемые методики, технические средства и т. п. Более того, я думаю, что эта дифференциация будет только усиливаться, например, за счет выделения специализированных направлений деятельности. Правда, рыночные реалии таковы, что в результате постоянно усиливающейся конкуренции «выживают» лишь крупные компании, поглощая или сливаясь с другими. Такой вариант интеграции вполне возможен. Появятся своеобразные бизнес-группы, объединяющие компании, специализирующиеся в разных сегментах консалтинга. Они будут профессионально дополнять и поддерживать бизнес друг друга за счет согласованного распределения финансовых потоков, приходящих от заказчиков.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS