|
В России, как и на Западе, интернет-банкинг вырос из систем класса "Клиент-Банк". И многие системы для юридических лиц сегодня являются "переходными". Появление российского интернет-банкинга принято отождествлять с системой "Интернет Сервис Банк", разработанной специалистами Автобанка в 1998 году, которая была предназначена исключительно для физических лиц. Клиенту для управления счетом требовался только стандартный браузер, а для хранения идентификационной информации служило специальное аппаратное средство, подключаемое к компьютеру. Сейчас же для обеспечения безопасности почти во всех российских системах используется специальное программное обеспечение, хранимое на дискете. Сама клиентская часть и интерфейс, как правило, реализуются при помощи либо языка HTML и Java-апплетов, либо специальных плагинов для веб-браузеров, т.е. на стороне клиента специальное программное обеспечение, в традиционном понимании, не устанавливается. Большинство российских банков для предоставления своих услуг через интернет используют системы, разработанные сторонними производителями, и только 12 банков используют собственные разработки.
Участники рынка
Так сложилось, что на российском рынке интернет-банкинга, помимо самих банков и их клиентов, принято выделять еще один институт - IT-компании, которые непосредственно разрабатывают и внедряют решения интернет-банкинга. Поэтому, говоря о системах интернет-банкинга российских банков, обычно упоминают и компанию-разработчика самого решения. Конечно, на Западе банки для построения своих интернет-услуг прибегают к помощи сторонних софтверных компаний, но их решения носят индивидуальный и кастомизированный характер для каждого банка. Наши же разработчики предлагают банкам стандартный программный пакет, на базе которого и развертывается система интернет-банкинга. Некоторые разработчики подобных систем устанавливают конкретную цену на свои продукты, которая может изменяться в зависимости от количества клиентских мест. Таким образом, многие российские банки имеют абсолютно идентичные системы, которые обладают одинаковыми функциями, интерфейсом, уровнем безопасности и пр.
Ниже приведена таблица, в которую включены все российские банки, которые оказывают услуги интернет-банкинга. Нужно отметить, что здесь приведены только банки, имеющие системы с полноценным применением интернет-технологий. В таблицу не включены старые системы "Клиент-Банк", работающие под DOS, и системы, которые используют интернет в качестве протокола TCP/IP вместо прямой модемной связи. Некоторые разработчики могут предлагать решения, в которых наряду с системами "Клиент-Банк" присутствует решение интернет-банкинга. Иногда оба модуля могут носить одинаковые названия. В исследованиях, проводившихся на рынке ранее, это, к сожалению, не учитывалось. Так, по данным исследования, проведенного компанией "Интернет-Маркетинг", на 1 января 2002 в российских банках установлено 323 интернет-системы (с учетом систем, находящихся в опытной эксплуатации). Реально же функционирующих полноценных систем интернет-банкинга на рынке намного меньше.
Российские банки, предоставляющие услуги интернет-банкинга
| Банк | Система | Разработчик |
| Автобанк | Интернет Сервис Банк, Электронный Клиент | Собственная разработка |
| Автоградбанк | WWW-Банк | Собственная разработка |
| Академхимбанк | Ibank | БИФИТ |
| Бадр-Форте Банк | Интернет-банк | Собственная разработка |
| Банк МФК | Банк-Клиент/Интернет | ИНИСТ |
| Банк Первое О.В.К. | Интернет-Банк | Собственная разработка |
| Банк проектного финансирования | Банк-Клиент/Интернет | ИНИСТ |
| БелЭкономбанк | Банк-Клиент/Интернет | ИНИСТ |
| БИН-Банк | Ibank | БИФИТ |
| Викинг | VIP-System | Собственная разработка |
| Гранкомбанк | i-pay.ru | БИФИТ |
| Гута Банк | Телебанк (физ. лица) Банк-Клиент Онлайн (юр. лица) | СТЕП АП |
| Дорожник | Ibank | БИФИТ |
| Дзержинский | Интернет-Банк | Собственная разработка |
| Зернобанк | Ibank | БИФИТ |
| Инвестиционный Торговый Банк | Ibank | БИФИТ |
| Инвестсбербанк | Ibank | БИФИТ |
| Ингосстрах-Cоюз АКБ | Интернет Сервис Банк | Автобанк |
| Интеркредит Москва | Ibank | БИФИТ |
| Интерпрогрессбанк | Клиент-ТЕЛЕБАНК | Степ Ап |
| Камчатпромбанк | Ibank | БИФИТ |
| КИП-банк | Ibank | БИФИТ |
| Комунибанк | Ibank | БИФИТ |
| Кредит Урал Банк | Ibank | БИФИТ |
| Космос КБ | Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) | БСС |
| Курский промышленный банк | Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) | БСС |
| Ланта-Банк | 5NT Online | Диасофт |
| МДМ-Банк | e-plat | Степ Ап |
| Менатеп СПб | INetBank (абонентские платежи) | Собственная разработка (Ramax International) |
| Металлург | Ibank | БИФИТ |
| Мобилбанк | Интернет Офис | Собственная разработка |
| Национальный КБ | Ibank | БИФИТ |
| Национальный коммерческий банк | Ibank | БИФИТ |
| Номос-банк | Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) | БСС |
| Образование АКИБ | Ibank | БИФИТ |
| Омскпромстройбанк | Интернет-Банк | Собственная разработка |
| Петербургский социальный КБ | Ibank | БИФИТ |
| Примсоцбанк | Ibank | БИФИТ |
| Риком | Ibank | БИФИТ |
| Ринвестбанк | Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) | БСС |
| РОСБАНК | Банк-Клиент/Интернет | ИНИСТ |
| Россия АБ | Банк-Клиент | Собственная разработка |
| Рублевский | Ibank | БИФИТ |
| Русский Генеральный Банк | Ibank | БИФИТ |
| Сахалин-Вест | Ibank | БИФИТ |
| СДМ-Банк | Ibank | БИФИТ |
| Северная казна | ИнтернетБанк | Собственная разработка |
| Северо-Восточный Инвестиционный Банк | Банк-Клиент/Интернет | ИНИСТ |
| Снежинский банк | Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) | БСС |
| Судостроительный банк | Sbank.ru | Собственная разработка |
| Томскпромстройбанк | Ibank | БИФИТ |
| Уралинкомбанк | Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) | БСС |
| Федеральный банк инноваций и развития | Банк-Клиент/Интернет | ИНИСТ |
| ЦентроКредит | Ibank | БИФИТ |
| Челябинвестбанк | Ibank | БИФИТ |
| Экспобанк | Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) | БСС |
| Эллипс банк | Телебанк-НН | Степ Ап |
| ЭнерджБанк | Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) | БСС |
| Югра КБ | Ibank | БИФИТ |
| ЯрБанк | Ibank | БИФИТ |
| Ярмарочный Банк | Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) | БСС |
Итого 61 российский банк в той или иной степени оказывают услуги через интернет. При этом всего в России на данный момент насчитывается около 1300 кредитных организаций. Таким образом, всего 4,7% российских банков оказывает свои услуги через интернет. Из них систему iBank от "БИФИТ" использует 28 банков, систему "Интернет-клиент" от "Банк'с Софт Системс" - 9 операторов, систему "Банк-Клиент/Интернет" от "ИНИСТ" используют 6 банков, системы "Степ Ап" внедрены в 4 банках, на рынке внедрена 1 система от "Диасофт", а 12 финансовых учреждений интернет-системы разработали самостоятельно. Также в одном банке было внедрено решение, разработанное специалистами Автобанка.
* В ходе исследования учитывались внедрения в 200 крупнейших банках России
Общие аспекты технологий интернет-банкинга на российском рынке
Говоря о системах интернет-банкинга в современной России, обычно подразумевается использование технологии "тонкий клиент", концепция которой сводится к тому, что все данные хранятся централизованно на банковской площадке и передаются на удаленный терминал клиента только по его запросу. Централизованно хранятся справочники валют, БИК, SWIFT, индивидуальные справочники для каждого клиента и пр. Клиент с помощью удаленного терминала (это может быть обычный компьютер, ноутбук, КПК или сотовый телефон) и стандартной программы (например, с помощью веб-браузера, если соединение идет через интернет) может просматривать и изменять информацию в "центральной" базе.
Понятие тонкого клиента в рамках сервиса интернет-банкинга подразумевает, прежде всего, использование традиционных веб-технологий. Так, интерфейс системы реализован только при помощи языка HTML, в качестве протокола связи используется HTTP, для обеспечения безопасности используется технология SSL. Как правило, клиент работает через обычный веб-браузер, в банке устанавливается веб-сервер, в рамках которого исполняется веб-приложение. Войти в систему клиент может с любого удаленного терминала, подключенного к интернету. Для этого, как правило, ему требуется на сайте банка лишь ввести свой логин и пароль.
Построение веб-приложений может быть осуществлено на базе стандартных продуктов, таких, как Apache, Microsoft Internet Information Server, Netscape Enterprise Server, Oracle Web Application Server и др. Многие из существующих западных систем интернет-банкинга построены именно по этой схеме. Понятно, что подобным решениям могут быть присущи и недостатки: относительно низкая безопасность передачи данных, невозможность использования механизма ЭЦП, интерфейс системы может быть неудобен для работы.
В российских условиях, помимо традиционных программных средств, таких, как веб-браузер, на стороне пользователя часто устанавливается дополнительное программное обеспечение, которое позволяет работать с электронно-цифровой подписью и усовершенствовать SSL-протокол. В данном случае появляются свои проблемы: процедуры установки ПО у клиента, затрудненный вход в систему с любого терминала (так как предварительно на нем необходимо установить специальное ПО). Также для реализации интерфейса системы и обеспечения безопасности могут использоваться Java-апплеты, которые, будучи загружены клиентом через веб-браузер, выполняют функции клиентской программы.
Так или иначе, независимо от того, какая схема используется для реализации клиентской части, вся система интернет-банкинга состоит из четырех модулей: клиентская часть системы; интернет-сервер, к которому обращается клиентская часть; бэк-офис, который является БД и хранит все документы клиентов, справочники, открытые ключи ЭЦП клиентов (может быть построен при помощи Oracle 8, MS-SQL 7, Progress, IBM DB2); шлюз к Автоматизированной Банковской Системе (АБС) - обеспечивает обмен данными между системами.
Безопасность российских систем интернет-банкинга
Вследствие того, что вся информация в системах интернет-банкинга между агентами передается по открытой сети интернет, безопасности данных систем разработчики уделяют большое внимание. Для входа в саму систему клиенту, как правило, требуется ввести логин и пароль, что, в свою очередь, уже является определенным барьером для несанкционированного доступа. Естественно, необходимо защитить эту информацию от перехвата во время ее передачи от клиента к системе. Как правило, для этого используется такое стандартные средство, как протокол SSL (Secure Sockets Layer), который является обязательным атрибутом любого современного браузера. Протокол был разработан компанией Netscape в 1994 году. SSL обеспечивает шифрование всей передаваемой информации, от компьютера клиента до сервера банка. Максимальная длина ключа, используемого в данном протоколе, - 128 бит, т.е. существуют 2128 возможных комбинаций "ключей". В России для передачи всех данных в системах интернет-банкинга могут использоваться дополнительные криптографические модули, помимо стандартного протокола SSL. Одним из самых распространенных алгоритмов является алгоритм RSA, длина ключа у которого обычно 1024 бит.
Также для повышения безопасности и повышения юридической значимости транзакций в российских системах, как правило, предусмотрено использование клиентом электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Именно по этой "подписи" система аутентифицирует пользователя и позволяет совершить необходимую операцию. ЭЦП - последовательность байтов, формируемая путем преобразования подписываемого электронного документа специальным программным средством по криптографическому алгоритму и предназначенная для проверки авторства электронного документа. ЭЦП является подтверждением подлинности, целостности и авторства электронного документа. ЭЦП признается аналогом собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160 Гражданского Кодекса РФ).
Обычно первоначальный обмен ключами между клиентом и банком осуществляется на обычных дискетах без передачи ключей через открытые компьютерные сети. Секретный ключ клиента хранится на сервере сертификации банка и не имеет открытой публикации. На компьютер клиента для осуществления всех операций с ЭЦП устанавливается программное обеспечение, которое предоставляет банк. А все необходимые данные для клиента - открытый, закрытый ключ, идентификационные данные и пр., - обычно хранятся на отдельной дискете или в специальном аппаратном устройстве, который подключается к компьютеру клиента.
Рейтинг качества услуг интернет-банкинга в России
Ниже приведены результаты исследования, проведенного CNews.ru, по двумстам крупнейшим банкам России на наличие у них систем интернет-банкинга и их качества. Как показало исследование, всего 23 банка из 200 лидеров оказывают услуги по дистанционному обслуживанию через интернет. Таким образом, всего чуть более 30% банков, которые оказывают интернет-услуги, вошли в список 200 крупнейших банков России. Из них 11 предоставляют свои услуги только для юридических лиц, 2 банка - только для физических лиц и 10 банков предоставляют услуги для обеих категорий клиентов. В ходе исследования были составлены рейтинги для систем интернет-банкинга, предназначенных для физических и для юридических лиц.

Для каждой из систем был установлен балл от 1 до 5. Банкам, у которых нет систем интернет-банкинга, присваивался рейтинг 0. Агрегированный рейтинг по системам для физических лиц учитывал следующие параметры (в скобках указаны значения, которые вычитаются из наивысшей оценки, если данный параметр отсутствует):
- Уровень защиты:
- SSL - стандартная технология для защиты передачи данных, встроенная во все основные веб-браузеры (1);
- Усовершенствованный SSL - подразумевает, что используется и простой SSL. Для обеспечения более длинного ключа в SSL на стороне клиента устанавливается специальное ПО (1);
- Использование электронно-цифровой подписи. Для работы с ЭЦП на стороне клиента также должно быть установлено специальное ПО (1);
- Аппаратное обеспечение (различные карты памяти и ридеры для их чтения, внешние аппаратные устройства хранения информации)(1).
- Простота в подключении/использовании:
- Регистрация пользователя в системе без встречи с сотрудниками банка (1);
- Отсутствие необходимости использования аппаратных средств (1);
- Отсутствие необходимости использования специального ПО, хранимого на отдельной дискете (1/2);
- Использование только HTML, а не Java (1/2);
- Доступ с любого компьютера (1).
- Интерфейс системы.
- Функциональность системы:
- оплата стандартных счетов (1/2);
- денежные переводы, в том числе в иностранной валюте на любой счет в любом банке (1/2);
- оплата счетов за товары, в том числе купленные через интернет-магазины (1/4);
- покупка и продажа иностранной валюты (1/4);
- пополнение/снятие денежных средств со счета пластиковой карты (1/2);
- открытие различных видов счетов (срочный, сберегательный, пенсионный) и перевод на них денежных средств (1/4);
- получение выписки о состоянии счета за определенный период в различных форматах (1/2);
- получение информации о поступивших платежах в режиме реального времени (1/4);
- получение информации об осуществленных платежах и при необходимости отказ от неоплаченного платежа (1/4);
- общение с сотрудниками банка через систему (1/4).
Для оценки систем, которые предназначены для юридических лиц, были выбраны два основных параметра:
- Та же система оценки безопасности, что и для розничных систем интернет-банкинга.
- Функциональность системы:
- полноценное расчетное и депозитарное обслуживание с использованием всех стандартных форм платежных и иных документов (1);
- ведение архива платежных документов и поиск информации в архиве по различным критериям (1/2);
- построение различных видов отчетов (1/2);
- мультивалютность, получение в системе суммарных остатков в инвалюте и их эквивалента в национальной валюте (1/2);
- поддержка многопользовательского режима, настройка профилей для каждого пользователя (1/2);
- интеграция с бухгалтерскими программами/экспорт данных (1).
Заметим, что здесь, как и в предыдущей таблице, рассматривались только системы, которые реально используют интернет (не рассматриваются старые системы "Клиент-Банк", работающие под DOS, и системы, которые используют интернет в качестве протокола TCP/IP вместо прямой модемной связи).
Банки, предоставляющие услуги интернет-банкинга и входящие в число 200 крупнейших банков России по версии журнала "Эксперт"
| № | Рейтинг по активам | Банк | Город | Система | Рейтинг системы для физ. лиц | Рейтинг системы для юр. лиц |
| 1 | 9 | Росбанк | Москва | РОСБАНКлайн | 0 | 3,25 |
| 2 | 12 | МДМ-банк | Москва | e-plat (Степ Ап) | 0 | 3,75 |
| 3 | 17 | Менатеп Санкт-Петербург | Петербург | Домашний банк | 3,5 | 0 |
| 4 | 19 | Автобанк | Москва | Интернет Сервис Банк, Электронный клиент | 4,4375 | 4,25 |
| 5 | 26 | Гута-банк | Москва | Телебанк, Клиент-Банк | 4,3125 | 4,25 |
| 6 | 27 | БИН | Москва | ibank 1 | 0 | 3,75 |
| 7 | 51 | Русский генеральный банк | Москва | ibank 1 | 3,75 | 3,75 |
| 8 | 75 | Кредит Урал Банк | Магнитогорск | Ibank | 0 | 3,75 |
| 9 | 84 | "Центрокредит" | Москва | Ibank | 0 | 3,25 |
| 10 | 87 | "Ингосстрах-Союз" | Москва | Автобанк | 4,25 | 0 |
| 11 | 94 | "Северная казна" | Екатеринбург | Интернетбанк | 4,375 | 4,5 |
| 12 | 95 | Омский Промстройбанк | Омск | Интернет-банк | 0 | 3,5 |
| 13 | 109 | Межтопэнергобанк | Москва | Банк++ Фининфор | 0 | 3,75 |
| 14 | 114 | "Югра" | Мегион | Ibank | 3,75 | 3,75 |
| 15 | 124 | Первое общество взаимного кредита | Москва | Интернет-Банк | 3,5 | 2,5 |
| 16 | 126 | Экспобанк | Москва | Инист | 0 | 3,25 |
| 17 | 128 | Содбизнесбанк | Москва | Ibank | 0 | 3,75 |
| 18 | 156 | Ланта-банк | Москва | Диасофт | 4 | 3,75 |
| 19 | 159 | Челябинвестбанк | Челябинск | Ibank | 0 | 3,75 |
| 20 | 166 | СДМ-банк | Москва | ibank | 3,75 | 3,75 |
| 21 | 173 | "Снежинский" | Снежинск | ДБО Интернет | 4,125 | 4 |
| 22 | 181 | "Россия" | Санкт-Петербург | Собственная разработка | 3,5 | 3,5 |
| 23 | 200 | Судостроительный банк | Москва | Sbank | 0 | 3,75 |
Наивысшие оценки среди систем, предназначенных для физических лиц, получили собственные разработки банков. Прежде всего, это системы пионеров рынка: Автобанк (4,4), "Северная Казна" (4.4), Гута-банк (балл 4.3). Остальные использовали или решения компании "Бифит", или собственные разработки (которые оценивались от 3 до 4). Один банк использует систему компании BSS (4.1), а другой позаимствовал систему у Автобанка (4.2).
Уровень качества услуг, оказываемых через интернет частным клиентам, в российских банках
| № | Рейтинг по активам | Банк | Город | Система | Рейтинг системы для физ. лиц |
| 1 | 19 | Автобанк | Москва | Интернет Сервис Банк | 4,4375 |
| 2 | 94 | "Северная казна" | Екатеринбург | Интернетбанк | 4,375 |
| 3 | 26 | Гута-банк | Москва | Телебанк, Клиент-Банк | 4,3125 |
| 4 | 87 | "Ингосстрах-Союз" | Москва | Автобанк | 4,25 |
| 5 | 173 | "Снежинский" | Снежинск | ДБО Интернет | 4,125 |
| 6 | 156 | Ланта-банк | Москва | Диасофт | 4 |
| 7-9 | 51 | Русский генеральный банк | Москва | ibank | 3,75 |
| 7-9 | 166 | СДМ-банк | Москва | ibank | 3,75 |
| 7-9 | 114 | "Югра" | Мегион | Ibank | 3,75 |
| 10-12 | 17 | Менатеп Санкт-Петербург | Петербург | Домашний банк | 3,5 |
| 10-12 | 124 | Первое общество взаимного кредита | Москва | Интернет-Банк | 3,5 |
| 10-12 | 181 | "Россия" | Санкт-Петербург | Собственная разработка | 3,5 |
В сегменте систем для юридических лиц явных лидеров не оказалось (оценки были в интервале от 2,5 до 4,5). Наивысшую оценку (4,5) опять же получил банк "Северная Казна". Таким образом, в сумме двух рейтингов именно этот банк набрал наивысший балл.
Уровень качества услуг, оказываемых через интернет юридическим лицам, в российских банках
| № | Рейтинг по активам | Банк | Город | Система | Рейтинг системы для юр. лиц |
| 1 | 94 | "Северная казна" | Екатеринбург | Интернетбанк | 4,5 |
| 2 | 19 | Автобанк | Москва | Электронный Клиент | 4,25 |
| 3 | 26 | Гута-банк | Москва | Телебанк, Клиент-Банк | 4,25 |
| 4 | 173 | "Снежинский" | Снежинск | ДБО Интернет | 4 |
| 5 | 12 | МДМ-банк | Москва | e-plat (Степ Ап) | 3,75 |
| 6 | 27 | БИН | Москва | ibank 1 | 3,75 |
| 7 | 51 | Русский генеральный банк | Москва | ibank 1 | 3,75 |
| 8 | 75 | Кредит Урал Банк | Магнитогорск | Ibank | 3,75 |
| 9 | 109 | Межтопэнергобанк | Москва | Банк++ Фининфор | 3,75 |
| 10 | 114 | "Югра" | Мегион | Ibank | 3,75 |
| 11 | 128 | Содбизнесбанк | Москва | Ibank | 3,75 |
| 12 | 156 | Ланта-банк | Москва | Диасофт | 3,75 |
| 13 | 159 | Челябинвестбанк | Челябинск | Ibank | 3,75 |
| 14 | 166 | СДМ-банк | Москва | ibank | 3,75 |
| 15 | 200 | Судостроительный банк | Москва | Sbank | 3,75 |
| 16 | 181 | "Россия" | Санкт-Петербург | Собственная разработка | 3,5 |
| 17 | 95 | Омский Промстройбанк | Омск | Интернет-банк | 3,5 |
| 18 | 9 | Росбанк | Москва | РОСБАНКлайн | 3,25 |
| 19 | 84 | "Центрокредит" | Москва | Ibank | 3,25 |
| 20 | 126 | Экспобанк | Москва | Инист | 3,25 |
| 21 | 124 | Первое общество взаимного кредита | Москва | Интернет-Банк | 2,5 |
Если провести визуальный корреляционный анализ по полученным рейтингам, то видно, что уровень развития интернет-системы, используемой банком, не коррелирует с его позицией в рейтинге по активам. Если же провести строгий корреляционный анализ, то, напротив, заметна некоторая обратная зависимость между рейтингами. Коэффициент корреляции между рейтингом систем для физических лиц и рейтингом по активам составляет -0,025, аналогичный показатель по системам для юридических лиц - -0,022. Также был проведен корреляционный анализ по децилям, результат был тот же - результаты - 0,076 и 0,091 соответственно. Заметим, что все результаты анализа оказались статистически незначимы.
Таким образом, можно сказать, что внедрение систем интернет-услуг и их качество на данном этапе происходит не под воздействием рынка (спроса), а скорее, зависит от менеджмента банка и его позиционирования на рынке. Например, "Автобанк" позиционирует себя как банк новых технологий, и это делает закономерными его нововведения. Реальный текущий спрос российского рынка на дистанционное обслуживание существует сейчас только со стороны юридических лиц, которые пока обходятся традиционными системами "Клиент-Банк".
Регрессионный анализ не выявил зависимости между размерами активов банка и набором предоставляемых им интернет-услуг. Это позволяет сделать вывод, что ведущие банки (многие из которых вообще слабо используют интернет) пока не используют Сеть в продвижении своих продуктов. Наиболее инновационный подход демонстрируют средние и мелкие банки. Российские банки все еще не стремятся предоставить клиенту (как физическому, так и юридическому лицу) максимально широкий спектр услуг, включая интернет-сервис. И это несмотря на то, что большинство банков в России пытаются позиционировать себя в секторе розничных, универсальных кредитных организаций.
|