версия для печати
Александр Миронов
Лукойл-Информ

Александр Миронов:

В России наиболее востребованным является ресурсный аутсорсинг

О типах ИТ-услуг, пользующихся наибольшим спросом отечественных заказчиков, о факторах, стимулирующих развитие данных сервисных направлений, в интервью CNews отвечает первый заместитель директора «Лукойл-Информ» Александр Миронов.

CNews: Какие факторы определяют в настоящий момент развитие российского рынка ИТ-услуг, на ваш взгляд? Что стимулирует и что, наоборот, тормозит этот процесс?

Александр Миронов: Один из главных факторов — это стабилизация и развитие российской экономики. Информационные технологии являются обязательной составной частью всех национальных проектов. Аналитики и игроки ИТ-рынка отмечают рост проектов именно в государственном секторе. Наблюдается также устойчивая тенденция укрупнения бизнеса в нашей отрасли — рост слияний и поглощений ИТ-компаний. Укрупнение ИТ-бизнеса стимулирует стремление влиться в глобальную экономику, а также успехи отдельных игроков на мировом рынке.

Помимо этого, происходит консолидация ИТ-парка на крупных предприятиях и, как следствие, растет спрос на новые технологии, позволяющие обеспечивать этот процесс. А цивилизованные методы ведения бизнеса предполагают изучение и внедрение наиболее эффективных и проверенных мировой практикой бизнес-моделей, заимствование управленческих и ИТ-решений, которые способствуют успеху конкретно взятого предприятия, отрасли, региона — любого хозяйствующего субъекта.

Отчасти тормозит процесс развитие российского рынка ИТ-услуг незрелость механизмов государственного регулирования. Кроме того, заметен дефицит квалифицированных кадров и общее отставание отечественных информационных технологий от мировых. Ведь не секрет, что политические и экономические преобразования, происходившие в нашей стране в период перестройки, весьма негативно сказались на отраслях, связанных с высокими технологиями. Упущено время, потеряны ресурсы — все это нужно сегодня наверстывать.

CNews: Какие сервисные направления наиболее востребованы сегодня рынком, из вашей практики? Какие профессиональные ИТ-услуги, в наибольшей степени интересны нефтегазовому сектору?

Александр Миронов: Изменения спроса на ИТ-сервисы напрямую связаны с консолидацией ИТ-служб на крупных предприятиях. В наибольшей степени сегодня востребованы такие направления, как оптимизация и управление ИТ-инфраструктурой, информационная безопасность, создание центров обработки данных, интеграция приложений, анализ данных (инструменты Business Intelligent). Одна из приоритетных задач — контроль над ИТ-расходами и оценка эффективности инвестиционных проектов.

Для предприятий нефтегазового сектора одной из первоочередных задач (помимо перечисленных) является организация процессов работы с данными в режиме реального времени, предоставление возможности оперативного принятия адекватных решений, а также «адресность» этих решений и контроль их исполнения.

CNews: Сложились ли, на ваш взгляд, собственно российские подходы к оказанию услуг — например, в области ИТ-аутсорсинга?

Александр Миронов: ИТ-аутсорсинг сейчас в России на пике популярности: об этом много пишут и говорят, по этой тематике часто проводятся масштабные конференции. Происходит как активная популяризация самого термина, так и разъяснение того, что за ним стоит. Но в нашей стране ИТ-аутсорсинг пока делает только первые шаги, и говорить о «чисто российских» подходах еще рано.

В крупном бизнесе сейчас наиболее востребованным является так называемый «проектный аутсорсинг», когда на этапе внедрения привлекаются группы сторонних специалистов разной квалификации для выполнения определенных работ. Система внедряется, после чего отпадает необходимость в большом количестве квалифицированных менеджеров (или, наоборот, неквалифицированных специалистов, занимающихся вводом данных при интеграции или замене ИТ-решения). И далее проект сопровождается и развивается силами собственных ИТ-служб. На аутсорсинг может быть отдано и сопровождение оборудования, но это происходит только в том случае, когда оно не является критичным для основного бизнеса.

Наверное, правильнее говорить о том, что сейчас в России наиболее востребованным видом аутсорсинга является ресурсный аутсорсинг. Функциональный аутсорсинг (когда подрядчику передаются отдельные ИТ-функции или элементы бизнес-процессов) наиболее популярен в сегменте СМБ. А о стратегическом аутсорсинге, который предполагает управление развитием и эксплуатацией систем заказчика силами подрядчика, говорить вообще пока рано. Причем в большинстве случаев такой подход, на мой взгляд, является нецелесообразным.

CNews: Что сдерживает рост рынка ИТ-аутсорсинга в России, на ваш взгляд?

Александр Миронов: Одним из сдерживающих факторов является общая ситуация на рынке, когда цены на ИТ-услуги постоянно растут, но при этом, к сожалению, не являются редкостью срывы сроков, превышения бюджетов и некачественная работа. Кроме того, заказчикам уже стало  понятно, что аутсорсинг вряд ли обойдется дешевле стоимости собственной ИТ-службы.

При продвижении ИТ-услуг поставщики делают упор на качество сервисов. Соответственно, квалификация приглашенных специалистов может быть выше, чем собственных, а значит — средства должны тратиться более эффективно. Но результаты, увы, не всегда оправдывают ожидания. Те, кто давно работает на отечественном ИТ-рынке, знают, что можно поименно перечислить специалистов и команды, которым можно доверять сложные проекты.

CNews: Насколько отечественный нефтегазовый сектор готов передавать свои процессы на аутсорсинг? Какие из них — в первую очередь?

Александр Миронов: Я не возьму на себя смелость говорить за весь нефтегазовый сектор. Как не существует двух абсолютно одинаковых людей, так не существует и двух идентичных компаний. Род их деятельности может быть одинаковым, компании могут иметь похожие структуры, даже численность и названия подразделений могут совпадать. Но ментальность в каждой организации — своя, и у всех свой путь. Все зависит от владельцев бизнеса и руководителей компании, от зрелости команды менеджеров, от принятых стратегических целей.

Именно поэтому вряд ли найдется эксперт, который решится судить о том, как обстоят дела с аутсорсингом в отрасли в целом. Правильнее рассматривать опыт каждой конкретной компании, накапливать статистику и лишь потом на основании этих данных делать выводы.

Если говорить о группе «Лукойл», которая является одной из крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний, то в 2004 году было принято решение о выведении ИТ-служб всех входящих в нее структур, в компанию «Лукойл-Информ», ставшую головной организацией по информационно-технологическому обеспечению всех предприятий «Лукойла». В нашем случае ИТ-услуги основному бизнесу оказывает специализированная ИТ-компания, которая построена в соответствии с потребностями основного бизнеса: филиалы расположены в основных регионах деятельности группы, а деятельность представлена семью основными направлениями. Это ИСУП; автоматизированные системы управления производством и технологическими процессами (АСУ ТП), контрольно-измерительные приборы и автоматика (КИПиА); локальные информационные системы (программное обеспечение и лицензии, необходимые для локальных систем); вычислительная и оргтехника; телекоммуникации и связь; информационная безопасность, а также информационное обеспечение (информационно-справочное обеспечение, доступ к базам данных, обеспечение печатной продукцией). В нашей ситуации есть так называемый «второй уровень» аутсорсинга: иногда, несмотря на то, что мы является крупнейшим системным интегратором России, «Лукойл-Информ» прибегает к услугам других ИТ-компаний.

Наиболее типичный для нас тип аутсорсинга — ресурсный аутсорсинг. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что в ходе реализации того или иного проекта меняются условия, модифицируются бизнес-процессы. Например, мы четко знаем, что в масштабном проекте по внедрению системы электронного документооборота в год придется менять до 30% функционала системы. В таких условиях, конечно, не может идти речь о функциональном аутсорсинге. Наверняка в большинстве крупных компаний наблюдается схожая ситуация.

CNews: Какие наиболее крупные сервисные проекты были реализованы вами в этом году?

Александр Миронов: В 2007 году мы анонсировали такие масштабные проекты, как унификация основных процессов поддержки и предоставления услуг по ИТО всех организаций группы «Лукойл» на основе библиотеки ITIL; открытие резервного центра обработки данных. Был ряд интересных телекоммуникационных проектов.

В настоящее время продолжается процесс внедрения глобальной интегрированной системы управления на базе решений SAP. В системах ИСУ НГДО и ИСУ «Переработка» уже работают около 6 тыс. и 3 тыс. пользователей соответственно. На разных стадиях внедрения находятся такие системы, как «ИСУ Лукойл», «ИСУ ЛЛК-Интернейшнл», «ИСУ Литаско», «ИСУ Персонал», «ИСУ Информ» и др. Расширяется масштаб использования системы электронного документооборота и автоматизации делопроизводства «LukoilMedia»: сегодня это решение работает в головном офисе и 40 дочерних компаниях, а пользователями системы являются более 10 тыс. человек. К 2010 году планируется внедрить «LukoilMedia» в большинстве предприятий группы. Развивается и наш проект «Аналитическая диспетчерская» — это информационно-аналитическая система класса Business Intelligence, которая позволяет осуществлять автоматизированный сбор, обработку и хранение данных, генерируемых в различных бизнес-процессах, а также вести подготовку отчетов по основным показателям деятельности компании.

CNews: Каких изменений вы ожидаете на российском рынке ИТ-услуг в ближайшее время?

Александр Миронов: В ближайшие годы, на мой взгляд, заметно вырастет спрос на ИТ-услуги в регионах, на телекоммуникационные услуги. Стимулировать дальнейшее развитие рынка позволит принятие стандартов качества. Процессы стандартизации, унификации, предоставление услуг на основе соглашений об уровнях сервиса станут для многих предприятий первоочередными задачами.

И хочется надеяться, что появится, наконец, достоверная информация об участниках ИТ-рынка, а обзоры аналитических компаний будут построены на выверенных, актуальных и непротиворечивых данных. Это важно и для стабилизации и прозрачности цен, и для правильного позиционирования как поставщиков, так и их решений.

В дальнейшем будет расти роль крупных провайдеров услуг, которые будут задавать «качественную» планку предоставления ИТ-сервисов и способствовать развитию отрасли информационных технологий в целом.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS