Обзор "Рынок серверных технологий 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Серверы в России: выравнивание линии фронта

Российский сегмент серверов (архитектуры Intel) рос в 2005 г., заметно опережая показатели рынка ПК. Мировым лидерам удалось укрепить здесь свои позиции, потеснив локальных игроков — на долю HP и IBM приходится сегодня 44 % поставок. Однако российские «серверостроители» пока не планируют «сдаваться» американцам и азиатам.

По данным ITResearch объем российского рынка серверов (на платформе Intel) составил в 2005 г. 110 тыс. шт., продемонстрировав рост в 26 %. Пять производителей — в алфавитном порядке — Aquarius (РФ), Depo Computers (РФ), HP (США), IBM (США) и Kraftway (РФ) совместно контролируют 62,8 % продаж в натуральном выражении.

Соотношение продаж мировых и российских брендов на российском рынке примерно равнозначно. При этом российские производители имеют большую долю в «легком» сегменте, а западные — в «тяжелом». Международные вендоры все активнее пытаются проникнуть на российский рынок СМБ, предлагая все больше моделей «легких» серверов по агрессивно низким ценам. Однако, несмотря на снижение цен зарубежными поставщиками, на стороне отечественных игроков остается ряд преимуществ — например, более простое и гибкое взаимодействие с производителями элементных баз, гибкий подход к формированию модельного ряда, системе ценообразования, логистике. Впрочем, большинство интеграторов отмечают смещение предпочтений корпоративных заказчиков к продукции мировых брендов — IBM, HP и Sun.

Динамика поставок серверов в России

Источник: ITResearch, 2006

Расстановка сил в российском серверном сегменте достаточно устойчива — уже не один год здесь присутствует примерно один и тот же состав ключевых игроков. RISC-системы Itanium 2, UltraSPARC постепенно вытесняются x86-ми серверами. Все эксперты отмечают, что именно в этом сегменте наблюдается наиболее активный рост. На сегмент же «тяжелых» RISC/Itanium-серверов в России приходится значительно меньшая доля, в силу «нишевости» продукта, востребованного, в основном, крупными корпорациями и организациями, ведущими научные разработки. Хотя даже эти традиционные потребители все чаще предпочитают приобретать кластерные решения на базе серверов стандартной архитектуры.

Участники российского серверного рынка, в общем, согласны с аналитиками IDC в вопросе увеличении давления со стороны американских компаний, но уточняют, что мировые лидеры потеснили здесь лишь мелких игроков. Позиции же основных российских поставщиков — Kraftway и «Аквариуса» — остаются пока неизменными. Сократилась доля мелких сборщиков, у которых HP и IBM смогли выиграть за счет качества сборки, грамотной ценовой политики, лучшей сервисной поддержки. В каком-то смысле усиление позиций мировых вендоров — признак цивилизованности рынка (в Европе подобный сценарий, с вытеснением локальных игроков, был разыгран несколькими годами ранее). К тому же, активное присутствие компаний подобного уровня устанавливает новую планку стандарта качества продукции и сервиса.

Они и мы

Лидирующий на мировом рынке серверов IBM является также одним из крупнейших игроков и в российском сегменте. В представляемой им здесь линейке — наиболее востребованные сегодня серверы на базе процессоров Intel, оптимизированные для установки в стойку, в корпусе типа «башня» (tower) — IBM xSeries 306 и IBM xSeries 345, 346, а также недавно анонсированная модель x460. Они предназначен для компаний малого и среднего бизнеса, филиалов и удаленных офисов, где предпочтительно использовать один сервер. Также увеличивается спрос на 4-х процессорные серверы и blade-серверы, и в целом на решения high-end, где IBM традиционно обладает рядом конкурентных преимуществ.

Другой американский вендор — Sun — устойчиво входит в число лидеров российского рынка Unix-систем. Среди вертикальных рынков, где «тяжелые» серверы Sun пользуются спросом, можно отметить не только телекоммуникации и финансы, но и государственный сектор. Новинки Sun — серверы с новыми процессорами, носящими кодовое название Niagara (процессор для работы с сетевыми потоками, 8 ядер, 32 потока) и Rock (процессор для обработки данных, 30-кратный рост производительности по сравнению с UltraSPARC). Новые процессоры, как и все предыдущие, используют архитектуру SPARC и будут полностью бинарно совместимы со всеми предыдущими процессорами.

Третий американский вендор — Hewlett-Packard — может похвастаться большим количеством заказчиков в госструктурах. Поставляя тяжелые серверы (HP NonStop S-series), HP вышла также и на поле недорогих систем начального уровня (ProLiant 100), составив здесь серьезную конкуренцию российским производителям.Примерно половина оборота компании (в штучном выражении) теперь приходится на продажи в сегменте СМБ.Отчасти благодаря активной авторизации сервисных партнеров и поддержке склада запчастей НР удалось также заметно укрепить свои позиции в регионах. В частности, было объявлено о начале нового этапа программы BladeBooster, направленной на стимулирование продвижения блейд-серверов HP BladeSystems на российском рынке и популяризацию их среди небольших компаний. По собственным оценкам, из 500 «лезвий», которые компания каждый квартал продает в России, примерно одна пятая приобретается по программе BladeBooster. Ожидается, что к концу года объемы продаж BladeSystems вырастут вдвое.

Fujitsu Siemens Computers представила в России четыре новые модели двухпроцессорных серверов Primergy поколения S3: стоечные серверы RX200 S3 и RX300 S3, напольный сервер TX200 S3, а также blade-сервер BX620 S3. Модели собраны на базе новой платформы Intel Bensley и оснащены новыми двухъядерными процессорами Intel Xeon серии 5000. Одной из ключевых характеристик новых серверов стала встроенная в процессор поддержка виртуализации, которая, как считается, позволит значительно повысить использование ресурсов сервера и выполнять больше приложений на одной машине. Это обеспечит не только рост производительности и эффективности использования ресурсов системы, но и упрощение управления сервером благодаря встроенному в Primergy нового поколения контроллеру дистанционного управления.

Ведущим российским игроком на отечественном серверном рынке остается Kraftway. Не поставляя «тяжелых» серверов, компания конкурирует с западными вендорами (HP и IBM) в сегменте средних решений и занимает сильные позиции в сегменте «легких» серверов. Средние серверы российского производителя представлены полной линейкой, включая 8 и 16-ти процессорные серверы на основе Itanium. Серия GEG Express — модель 400 (4 процессора Xeon) и GEG Express 6xxx (до 4-х процессоров Itanium) являются нижними моделями среднего сектора. Серверы Kraftway G-Scale 6008 и 6016 могут содержать от 4 до 16 процессоров Itanium.

Другой ведущий российский игрок — «Аквариус» — работает как на корпоративном рынке (крупные федеральные заказчики, предприятия реального сектора экономики, центральные и региональные банки, нефтегазовый комплекс), а также с предприятия малого и среднего бизнеса в столицах и регионах. «Аквариус» давно и прочно сотрудничает с Intel, имеет статус Intel Server Leader. Тем не менее, «Аквариус» стал первой российской компанией, начавшей массовый выпуск ПК на базе процессоров AMD. В частности, компания начала выпуск телеком-сервера на AMD Opteron.

По сложившемуся на рынке мнению, сегодня крупные российские сборщики сочетают в себе преимущества локальных компаний и возможности крупных западных вендоров. Это дает им шанс не уступать «серверную поляну» и вполне профессионально конкурировать с крупными западными компаниями. Правда, только «до начала ценовых войн на нашем рынке, которые вполне по силам западным вендорам и смертельны для крупных локальных компаний, — признаются в Kraftway. — В такой ситуации спасёт только господдержка».

«Расстановка сил в России очень похожа на мировую картину, однако отечественные заказчики при выборе производителя серверов все чаще и чаще смотрят на отечественные компании, — считают в Helios IT-Operator. — Причина тому, во-первых, их прогрессирующий профессионализм, а во-вторых, то, что бизнес-модель некоторых крупных производителей серверов просто не устраивает нашего клиента». Основная же проблема российских сборщиков — угнаться за сверхбыстрым ростом технологий и остаться при этом конкурентоспособными.

Елена Турдакина / СNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS