Comptek

Siemens



 
Совместный проект При поддержке
CNews.ru RBC Мир связи. Connect! МТУ-Информ

Юрий Павленко: путь «ценовых войн» губителен для сотовых компаний

Юрий Павленко 
На вопросы CNews.ru о ситуации на рынке состовой связи в России ответил Юрий Павленко, генеральный директор ОАО «Мегафон».

CNews.ru: Мировой рынок телекоммуникаций в отличие от рынка России переживает глубокий кризис. Многие поставщики оборудования связи также оказались в тяжелом положении и находятся на грани банкротства. Между тем, на основе оборудования этих компаний в России построены десятки крупных сетей. Как бы вы оценили риски отечественных предприятий, «завязанных» на оборудование финансово слабых вендоров? Каковы будут потери сети «МегаФон» и других операторов связи, в случае, если ваши основные иностранные партнеры по оборудованию объявят о своем банкротстве?

Юрий Павленко: Я бы назвал эту тенденцию временным спадом, который обязательно будет преодолен. Наша компания сотрудничает со многими ведущими производителями телекоммуникационного оборудования, и я не склонен считать, что всех их в одночасье может постигнуть финансовый крах. К тому же, российский сегмент телеком-рынка, на мой взгляд, не может остаться без внимания производителей. И в случае банкротства кого-либо, это место обязательно будет занято. Отмечу, что сегодня на российский рынок рвутся китайские производители — Huawei, ZTE и ряд других.

CNews.ru: На развитие сети федерального масштаба компании необходимы значительные инвестиции. Сегодня вы пользуетесь кредитами иностранных банков. Рассматривает ли «МегаФон» возможность заимствований на фондовом рынке или момент не очень подходящий?

Юрий Павленко: Наша компания сотрудничает не только с иностранными, но и с отечественными финансовыми институтами. Это и Сбербанк, и Московский Международный банк, и ряд других. Что касается вывода акций «МегаФона» на фондовый рынок, то я ранее неоднократно подчеркивал, что превращение нашей компании в публичную должно происходить при благоприятной рыночной конъюнктуре. Я думаю, что положение на рынке должно измениться в течение ближайшего года-двух. Вот тогда можно будет говорить и о конкретных действиях.

CNews.ru: «Мегафон» объединяет под одним брэндом довольно много региональных компаний. С какими сложностями приходится сталкиваться в управлении столь масштабным проектом со сложной внутренней структурой? Насколько оперативно и эффективно удается решать эти проблемы?

Юрий Павленко: Одна из главных задач, которую поставили передо мной акционеры проекта — создание эффективной системы вертикального взаимодействия между головным офисом компании и региональными филиалами. Эта структура, на мой взгляд, будет являться залогом успешного развития «МегаФона» в дальнейшем. Отмечу, что процесс формирования единой структуры проекта довольно длительный и мы планируем его завершить к сентябрю 2003 года. Тем не менее, уже сейчас нам удается эффективно решать текущие проблемы развития. Совсем недавно, в июле, мы включили в единое пространство «МегаФон» Уральский укрупненный регион, буквально неделю назад наш Северо-кавказский филиал отрапортовал о подключении 300-тысячного абонента, а Поволжский филиал сообщил о начале коммерческой эксплуатации фрагмента сети в Волгограде и области. На очереди — начало работы «МегаФона» в Центральном регионе.

CNews.ru: Насколько важен сегодня фактор ценовой конкуренции на российском рынке? Какова будет, по вашим прогнозам, динамика цен на услуги сотовой связи в России в ближайшие несколько лет?

Юрий Павленко: Не секрет, что многие потенциальные абоненты, особенно в регионах, где уровень доходов несколько ниже, чем в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, ждут от нового оператора, появляющегося на их рынке, предельно низких расценок на услуги связи, другими словами — демпинга. Мы же в компании «МегаФон» делаем основную ставку не на демпинг, а на качество предлагаемых услуг. Мы убеждены, что путь «ценовых войн» губителен для сотовых компаний. Сегодня темпы развития инфокоммуникационных технологий заставляют нас постоянно внедрять всевозможные технические новинки, предлагать новые и новые услуги. И это требует значительных вложений. Отмечу, что, к примеру, наш московский «МегаФон» является лидером в России по предоставлению дополнительных услуг — они приносят нам более 10% дохода. Вместе с тем, сказанное не означает, что услуги нашей сети стоят дорого. Мы убеждены, что наши услуги доступны большинству населения. Сегодня уже более 2 млн. абонентов по всей России оценили наши уникальные предложения по национальному роумингу и высокое качество нашей сети.

CNews.ru: Какой уровень проникновения сотовой связи в Москве, по вашим оценкам, можно будет назвать уровнем насыщения, при котором заметно снизятся темпы роста абонентской базы? Когда этот уровень будет достигнут?

Юрий Павленко: Все подобные оценки, которые делались ранее, в том числе и признанными экспертами в области сотовой связи, оказывались ошибочными. Для нас порог насыщения в Москве неочевиден. Каждый день появляются технологии, которые могут создавать все новые и новые ниши. И эти ниши должны быть кем-то заполнены.

CNews.ru: Продолжая разговор о новых услугах, каковы перспективы развития в России сотовых сетей следующих поколений? Стоит ли спешить с их запуском? Какой стратегии в этом вопросе придерживаемся «Мегафона»?

Юрий Павленко: Мы активно участвуем в разработке и тестировании сетей третьего поколения в России. Напомню, что в феврале 2002 г. именно в экспериментальной сети 3G, построенной «МегаФоном», состоялся первый в Восточной Европе междугородний звонок. Вместе с тем, на сегодняшний день спрос на такого рода услуги неочевиден, к тому же, отсутствует серийное абонентское оборудование. Естественно, по мере развития этой технологии мы будем участвовать в строительстве сетей 3G.

CNews.ru: Были бы вы готовы участвовать в аукционе на лицензию 3G в 2003 г?

Юрий Павленко: На сегодняшний день не определены ни сроки, ни условия получения лицензии. «МегаФон» естественно заинтересован в ее получении, но давайте подождем конкретных предложений от государственных регулирующих органов.

CNews.ru: Недавно ваша компания объявила о начале приема платежей через систему интернет-банкинга «Телебанк». Каковы ваши ожидания от этого проекта? Как вы оцениваете общие перспективы развития интернет-коммерции в России?

Юрий Павленко: Это один из многочисленных способов оплаты услуг сети «МегаФон» в Московском регионе. Мы постоянно развиваем сеть приема платежей за услуги и предлагаем абонентам на выбор самые удобные схемы (способы) оплаты — через кассы, платежными карточками через интернет и IVR, банковскими карточками и т.д. Что же касается интернет-коммерции, в России это направление только начинает развиваться (в отличие от стран Запада, где она очень популярна). У нас в стране пока это не массовый рынок, но он имеет очень хорошие перспективы для развития. Приятно, что «МегаФон» уже присутствует на этом рынке.

CNews.ru: Отдельно хотелось бы затронуть вопрос перспектив т.н. «мобильной коммерции». Планируете ли вы в обозримой перспективе серьезно заниматься продвижением услуг расчетов за товары через мобильные телефоны? Как вы оцениваете западные проекты в данном направлении?

Юрий Павленко: Продвижением услуг расчетов за товары через мобильные телефоны, а также их начальным созданием должны в первую очередь заниматься финансовые организации (банки, платежные системы и т д.). Это же относится и в целом к разработке механизмов и концепций «мобильной коммерции». Основной бизнес оператора связи — это предоставление услуг связи, так сказать транспортной среды для передачи информации. Транспорт и технологии связи оператор готов предоставить в любой момент, а вот заниматься формированием сторонних финансовых потоков — это не его бизнес. То есть сейчас все зависит от грамотных предложений и концепций тех структур, для которых этот бизнес является профильным. Тоже самое происходит на Западе (за некоторыми исключениями когда услуга продается под брэндом оператора, хотя на самом деле на 100% предоставляется другой (банковской) структурой).

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора