Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

Дмитрий Слиньков: Торговля требует самых быстрых внедрений ИТ

Дмитрий СлиньковСпецифику требований, предъявляемых российской торговлей к ИТ-решениям, а также факторы, определяющие выбор системы и интегратора, комментирует в интервью CNews.ru Дмитрий Слиньков, управляющий партнер компании «КОРУС Консалтинг».

CNews.ru: По вашим оценкам, насколько за прошедший год вырос средний уровень автоматизации российской торговли? Какие изменения при этом произошли в ИТ-стратегиях отечественных торговых компаний?

Дмитрий Слиньков: Уровень автоматизации российской торговли растет вместе с уровнем развития самих торговых предприятий. Для того чтобы из нескольких торговых точек сделать полноценную розничную сеть, необходимо построить сеть информационную. Для того чтобы такая сеть могла успешно развиваться, необходимо пользоваться самым современным и надежным оборудованием и программным обеспечением «на вырост». За последний год, по нашим оценкам, количество компаний, перешедших в смысле автоматизации от уровня «торговый зал» к уровню «торговая сеть» увеличилось почти в три раза.

ИТ-стратегия отечественных компаний сегодня отражает стратегию бизнеса в целом. Многие видят залог успеха в экстенсивном расширении — их компьютерные подразделения стремятся «переинвестировать» в ИТ. Кто-то решает, что через несколько лет их главным конкурентным преимуществом станет диверсификация и здесь главное — это вложения в управленческий капитал и, соответственно, «недоинвестирование» в ИТ, по крайней мере, на первых этапах своего пути к намеченной цели.

CNews.ru: На ваш взгляд, как изменились за последнее время требования отечественного ритейла к ИТ-решениям? Какие факторы сейчас являются определяющими при выборе системного интегратора?

Дмитрий Слиньков: Еще вчера для многих было важно автоматизировать торговый зал, бухгалтерию и распределительный центр пусть разными, но дешевыми, желательно бесплатными, программами. Сегодня ритейлеры, пожалуй, становятся самыми требовательными клиентами. ИТ-решения для них должны быть, во-первых, высокопроизводительными, во-вторых, масштабируемыми, в третьих, легко интегрируемыми. Наконец, они должны предварительно зарекомендовать себя при работе в других компаниях — флагманах отрасли.

При выборе системного интегратора самым важным является фактор, собственно, опыта интеграции. Торговля требует, пожалуй, самых быстрых и самых качественных внедрений ИТ. Поэтому выбор чаще всего падает на тех поставщиков, которые смогут поставить в комплексе и «железо», и программное обеспечение, и консалтинг в области оптимизации бизнес-процессов.

CNews.ru: Как бы вы оценили соотношение затрат торговых предприятий на «железо» и ПО? В автоматизации каких бизнес-процессов сейчас наиболее заинтересованы заказчики этого сектора?

Дмитрий Слиньков: Сейчас на ПО тратится как минимум вдвое больше, чем на «железо», если учитывать так называемую методологическую составляющую совокупной стоимости владения программным обеспечением. Ведь самые эффективные ИТ-решения несут в себе мировой опыт лучших управленческих практик, которые нашим ритейлерам еще необходимо научиться применять. Прежде чем начать осваивать даже самую хорошую западную систему, нужно сначала осуществить постановку процедур планирования, управленческого учета, создать эффективную систему мотивации персонала и т.д. Современным ритейлерам некогда взращивать молодые кадры и «постепенно оттачивать бизнес-процессы» — им нужно всё самое лучшее, что уже придумано их коллегами, максимально адаптированное под пресловутую российскую специфику.

CNews.ru: Каковы, на ваш взгляд, перспективы российских отраслевых решений для торговли в контексте усиливающейся экспансии западных ERP?

Дмитрий Слиньков: Мы анализировали опыт других развивающихся стран на этот счет и склоняемся к такому прогнозу. Наибольшее распространение получат решения, основанные на западных системах-лидерах ИТ-индустрии. Но решения эти будут в основном отечественные, так как, что бы ни говорили «глобалисты», в каждой стране есть своя специфика в области развития торговых предприятий, в законодательной части, свои «портреты потребителя».

CNews.ru: Как бы вы определили специфику автоматизации продовольственной и «непродовольственной» розницы?

Дмитрий Слиньков: Я бы предпочел выделять по специфике группу «большие торговые центры» — супермаркет, гипермаркет, и группу «средние и малые магазины» — универсамы, «магазины у дома», дискаунтеры, бутики. Первая группа — это зачастую полноценные предприятия со своими складами, логистикой и даже производством. Отсюда и требования к ИТ-решению: многофункциональная интегрированная система. Если речь идет о сети больших торговых центров, то это централизованная система с возможностью частичного делегирования подразделениям выбранных заказчиком функций и, соответственно, с надежной репликацией данных.

Вторая группа ритейлеров требует наличия полностью распределенного решения с ограниченной функциональностью для каждой торговой точки, зачастую это только торговля и логистика. К такому решению применяются жесткие требования по минимизации стоимости владения, ведь бутиков много, и в каждом из них нет смысла держать собственного системного администратора. В центральном аппарате такой сети должно использоваться более мощное полнофункциональное решение — например, по управлению финансами, кадрами, аккумулирующее данные со всех магазинов и, по сути, управляющее ими. Обеим группам для поддержки принятия решений жизненно необходимо наличие возможностей для ежеминутного оперативного анализа ситуации.

CNews.ru: По мере развития розничных сетей в российских регионах, как меняется соотношение региональных и столичных заказчиков в вашей клиентской базе?

Дмитрий Слиньков: Санкт-Петербург пусть северная, но все-таки столица. И если это учитывать, то сейчас соотношение столичных — московских и санкт-петербургских — с региональными сетями составляет 50% на 50%. А еще год назад последних были буквально единицы. Думаю, что очень скоро соотношение изменится, но на этот раз уже в пользу регионов. Тем более что столичные сети сейчас очень активно развиваются именно в этом направлении.

CNews.ru: Какие технологии будут, по вашим прогнозам, наиболее востребованы в ближайшее время российскими торговыми компаниями?

Дмитрий Слиньков: Интегрированные системы управления, позволяющие охватить как самостоятельно, так и посредством интеграции с несколькими, наиболее эффективными, приложениями, все уровни пирамиды технологий регулярного менеджмента, на вершине которой находится стратегическое управление.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS