Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

Мартин Арутюнян: Розничные компании теперь четко прописывают технические требования к ИТ-решениям

Мартин АрутюнянМартин Арутюнян, зам. генерального директора i2 СНГ по стратегическому развитию, в интервью CNews.ru комментирует актуальную ситуацию на рынке управленческих решений для торгового сектора, отмечая, в частности, перспективы распространения решений класса SCM.

CNews.ru: Как вы оцениваете средний уровень автоматизации российских торговых сетей? Какова его динамика?

Мартин Арутюнян: Работа различных сетевых форматов розничной торговли невозможна без базового этапа автоматизации, который включает установку учетной системы — бухгалтерский учет, управление финансами. Магазины всех сетей оборудованы POS-терминалами, передающими данные в системы back-office. Это — та минимальная и обязательная конфигурация, которая присутствует во всех торговых сетях. Следующим этапом развития информационных систем является автоматизация управления цепочками поставок. Как правило, компании начинают с управления товарными запасами, складами, распределительными центрами. Дальнейший рост розничных сетей и проводимая некоторыми из них политика географической экспансии приводят к необходимости построения информационных систем верхнего уровня, которые позволяли бы эффективно решать такие задачи, как оптимизация управления транспортом, управление скидками, ассортиментом, прогнозирование спроса, пополнение товарных запасов и др. Каким именно функционалом должны обладать данные системы, определяется бизнес-задачами торговых сетей, которые в свою очередь напрямую зависят от размера сети и планов ее стратегического развития.

CNews.ru: Какие существенные изменения произошли в этом сегменте за последний год в России и в мире? Изменились ли подходы розницы к автоматизации? Насколько выросли ИТ-бюджеты торговых компаний?

Мартин Арутюнян: Пожалуй, как во всем мире, так и в России существенных изменений и кардинальных технологических прорывов в автоматизации розничного сектора не наблюдалось. В России бурный рост торговых сетей привел к тому, что многие из них осознали необходимость выбора и внедрения современных конкурентных информационных систем. Соответственно, подход к автоматизации существенно изменился. Теперь розничные компании четко прописывают технические требования к ИТ-решениям, к их архитектуре, срокам окупаемости. Что касается ИТ-бюджета, то, безусловно, его абсолютная величина выросла по отдельным статьям пропорционально росту сетей

CNews.ru: Насколько, на ваш взгляд, критично для внедрения SCM наличие внедренных решений по автоматизации, например, ERP?

Мартин Арутюнян: SCM-системы являются системами для планирования и оптимизации, и в основе своей они используют различного рода данные. Поэтому наличие уже внедренных учетных систем без сомнения является фактором предпочтительным, но не обязательным. Отсутствие на предприятии ERP-системы не является препятствием для внедрения SCM-решений, главное чтобы были данные, которые SCM-система могла бы использовать, пусть даже это будут электронные таблицы. Но если в компании уже внедрена ERP-система — тем лучше. У i2 есть стандартный интерфейс к системе SAP, сертифицированный этой компанией, а также интерфейс к Оracle и ряду других систем. Реализованы сотни крупных проектов по внедрению решений i2, где в качестве ERP используются решения SAP, Oracle, J. D. Edwards/ Peoplesoft и др.

CNews.ru: Насколько, с другой стороны, будет критичным уровень автоматизации поставщиков предприятия, планирующего внедрить SCM?

Мартин Арутюнян: Для того, чтобы цепочка поставок была максимально эффективной, грамотно выстроенный интерфейс между розничной сетью и ее поставщиками безусловно необходим. Идеальной является сквозная автоматизация всей цепочки поставок, начиная с поставщиков, распределительного центра и заканчивая отдельным магазином торговой сети. Но, учитывая актуальное положение вещей на российском рынке, более реальной представляется ситуация, когда розничные сети будут производить некое ранжирование своих поставщиков в зависимости от их стратегической важности для сети, объемов товарооборота. Далее для каждой группы будут определяться специфические требования к обмену данными между информационными системами, равно как и необходимость их выбора и внедрения. Здесь важную роль играет готовность самих поставщиков к внедрению современных информационных решений, которые могут существенно облегчить их сотрудничество с розницей.

CNews.ru: Каковы ваши прогнозы относительно роста российского рынка SCM-решений и его потенциала, по сравнению с активным развитием этого направления в странах Восточной Европы в прошлом году?

Мартин Арутюнян: Рынок SCM в России еще очень молод, но несомненно обладает большим потенциалом. По данным Gartner Dataquest, рост рынка SCM-решений в Восточной и Центральной Европе в 2002 году составил 10%. Мы считаем, что в России в 2004 году этот рынок вырастет на 15%, и в ближайшем будущем будет стремительно развиваться.

CNews.ru: Как скоро, на ваш взгляд, технология радиочастотной идентификации (RFID) в решениях по автоматизации цепочек поставок получит широкое распространение на российском рынке? Насколько активно, на ваш взгляд, происходит ее внедрение в западных торговых сетях?

Мартин Арутюнян: Мне кажется, что в течение ближайших пяти лет эта технология не найдет широкомасштабного применения в России. Да и во всем мире розничные компании только присматриваются к RFID, но не спешат приступать к повсеместному использованию радиометок. Безусловно, за этой технологией будущее, и аналитики предсказывают ей лавинообразный рост в ближайшие несколько лет. Компания i2 недавно анонсировала новую партнерскую программу в области RFID. Основной задачей является помощь компаниям в использовании RFID-технологий для управления в режиме реального времени цепочками поставок замкнутого цикла. Успешная реализация данной программы компанией i2 и ее партнерами, позволит заказчикам легко интегрировать новое ПО для RFID с существующими SCM-приложениями и перерабатывать большие объемы RFID-данных в необходимую информацию о состоянии цепочек поставок.

CNews.ru: Какого рода решения будут, по вашим прогнозам, наиболее востребованы торговыми сетями в ближайшие годы — в мире и в России?

Мартин Арутюнян: Розничная торговля является одной из наиболее динамичных отраслей экономики России, по данным Минэкономразвития ее доля составляет 20,5% от ВВП. На российском розничном рынке присутствуют не только отечественные компании, но и многие крупные международные сети. Экспансия последних оказывает влияние на стратегию российских компаний, которые для сохранения своих рыночных позиций и приобретения конкурентных преимуществ вынуждены последовательно оптимизировать свои бизнес-процессы. Это и совершенствование торговой логистики, и организация процесса управления спросом, и оптимизация управления товарными запасами, и эффективное ценообразование, и многое другое. Соответственно, самыми востребованными будут те информационные решения, которые обеспечат наиболее эффективную поддержку бизнес-процессов торговых предприятий.

CNews.ru: Планируете ли вы сами осуществлять внедрение своих решений или будете работать через партнеров?

Мартин Арутюнян: В основном разработка и реализация проектов будет осуществляться силами сотрудников i2 СНГ, а также западными специалистами i2. В данный момент мы формируем свою партнерскую политику, и не исключено, что в ближайшем будущем ряд решений будет внедряться и через партнеров.

CNews.ru: Какие интересные проекты вам уже удалось реализовать?

Мартин Арутюнян: Одним из наших первых проектов в России явилось внедрение системы управления складом EXceed™ WMS на распределительном центре торговой сети «Пятерочка» в Санкт-Петербурге. Система EXceed™ WMS была запущена в промышленную эксплуатацию в сентябре 2003г., и уже сейчас мы можем говорить, о значительном экономическом эффекте, полученном Пятерочкой в результате этого проекта. По истечении 6 месяцев работы системы были зафиксированы следующие результаты: коэффициент использования складских площадей вырос на 40%, точность сборки заказов увеличилась в 7,5 раз (до внедрения системы при сборке заказов ошибка составляла 5%, а после внедрения — 0,65%); на 25% увеличилась эффективность работы персонала и складской техники.

Также мы осуществили ряд консалтинговых проектов в области разработки стратегии развития логистических цепочек для компаний — лидеров розничного рынка России.

CNews.ru: Каковы ваши стратегические планы относительно дальнейшей экспансии на рынках российских регионов и стран СНГ?

Мартин Арутюнян: Дополнительно к проектам, осуществляемым для ведущих национальных розничных сетей со штаб-квартирами в Москве и Санкт-Петербурге, мы планируем активно сотрудничать с компаниями, расположенными в городах-миллионниках Российской Федерации, а также выходить на рынки Украины и Казахстана.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS