Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

Александр Заржецкий: Заказчики перестали рассматривать средства, вложенные в автоматизацию, как «закопанные в землю»

Александр ЗаржецкийИнтервью CNews.ru дал Александр Заржецкий, руководитель отдела автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли компании «1С-Рарус».

CNews.ru: Какие изменения, на ваш взгляд, произошли за последние годы в ИТ-стратегиях отечественных торговых компаний? Насколько выросли ИТ-бюджеты в этом секторе по сравнению с другими отраслями?

Александр Заржецкий: Если попытаться охарактеризовать происходящие изменения в нескольких словах, я бы сказал, что очень заметно выросли требования предприятий к информационным технологиям. По нашему опыту, еще несколько лет назад нередко встречались компании, которые приобретали информационные системы «для галочки», особенно не задумываясь, каким критериям должна отвечать система, какие задачи она должна решить в первую очередь, что необходимо сделать для ее удобной эксплуатации. Бывали случаи, когда автоматизированные информационные системы приобретались магазинами вместе с торговыми прилавками и холодильным оборудованием. Причем, подход был такой: «вы нам посчитайте, сколько все это будет стоить — у нас магазин 300 квадратных метров. Нам надо, чтобы все было „по последнему слову техники“, красиво, надежно. Чтобы вы приехали, все установили, а мы бы пришли на следующий день и начали работать».

Предложения об обучении и тренинге сотрудников не находили понимания: «У нас очень опытные сотрудники, они сами разберутся». Слово «сопровождение» воспринималось как синоним ненадежности системы: «Зачем нам сопровождение, если система работает четко и надежно?» А если мы заводили разговор о необходимости индивидуальных настроек системы под требования заказчика, клиенты часто просто уходили: «Нам нужно готовое решение, без настроек».

На наш взгляд, в последнее время подход к автоматизации несколько изменился. К принятию решения о выборе автоматизированной системы торговые предприятия подходят более тщательно и продуманно. Клиенты приходят с четкими представлениями о требованиях к системе, выбор делают осознанно. Можно сказать, что процесс внедрения автоматизированных систем перешел из плоскости «купли-продажи» в плоскость долгосрочного сотрудничества, часто партнерства торговой организации и системного интегратора. Сейчас наши заказчики пришли к пониманию, что внедрение современной ИТ-системы — серьезная работа, требующая обоюдных усилий, а конечный результат зависит от их взаимопонимания и согласованности действий.

Конечно, такой подход более трудоемок и, соответственно, стоимость внедрения информационной системы возрастает. Если принять во внимание тот факт, что стоимость аппаратной и программной составляющих комплексных информационных систем практически не увеличивается (скорее наоборот, есть тенденция к снижению цен на торговое оборудование), удорожание проектов автоматизации идет за счет увеличения в них доли услуг: внедрение, обучение сотрудников, сопровождение. Но сейчас заказчики готовы идти на увеличение ИТ-бюджета за счет этой составляющей. Мы думаем, это связано с тем, что они перестали рассматривать средства, вложенные в автоматизацию, как «закопанные в землю», а склонны рассматривать их как инвестиции в будущее развитие бизнеса.

Такой подход и раньше имел место, но был больше характерен для предприятий других секторов экономики: для крупных производственных предприятий, банковской сферы, сырьевых компаний. ИТ-бюджеты этих компаний уже давно предусматривали серьезные затраты на внедрение информационных технологий, обучение персонала, модернизацию автоматизированных систем. А для многих торговых компаний — это новые статьи расхода в бюджете, что, на мой взгляд, как раз и определило более высокие темпы роста ИТ-бюджетов торговых компаний по сравнению с другими секторами экономики.

По отзывам наших клиентов, ввод в эксплуатацию правильно построенной информационной системы приводит к увеличению товарооборота торгового предприятия на 10% . В розничной торговле, если такое внедрение сопровождается переходом на более современные схемы построения бизнес-процессов, — например, переходом от прилавочной системы к системе самообслуживания, — эффект достигает 25% . При этом видна экономия накладных расходов: минимизируется товарный запас, оптимизируются финансовые потоки и т.д. Общее увеличение прибыльности автоматизируемого предприятия с лихвой покрывает определенное увеличение затрат на автоматизацию.

CNews.ru: Какие технологии, по вашим оценкам, сейчас наиболее актуальны для российской розницы? Востребованность каких программных продуктов растет?

Александр Заржецкий: Как нам представляется, для российской розничной торговли в настоящее время характерен быстрый рост конкуренции. Это приводит торговые предприятия к необходимости постоянного совершенствования своих технологий, и не только информационных. Совершенствуется товарная логистика, система ценообразования, управление финансовыми потоками, мотивация персонала и многие другие составляющие розничного бизнеса. Соответственно, говоря об информационных технологиях, я бы отметил две особенности, которые, по нашему опыту, востребованы сейчас на рынке.

Во-первых, заказчики ищут решения, которые в наибольшей степени соответствуют их схеме построения бизнес-процессов, их специфике работы. Предпочтения отдаются не тяжеловесным универсальным решениям, а более простым, специализированным продуктам, функциональные возможности которых оптимизированы под конкретную специфику товарного ассортимента, формата магазина и т.д. Во-вторых, решение должно быть очень гибким и иметь возможность настраиваться в случае изменения бизнес-процессов в компании. Продукт ни в коем случае не должен ограничивать предприятие в своем развитии.

Не могу не упомянуть еще об одном требовании, связанном с быстрым развитием розничного бизнеса в России. Решение должно быть тиражным, опробованным на многих предприятиях — это является залогом его надежности. Также оно должно иметь хорошую поддержку на всей территории России. Именно такие решения востребованы крупными торговыми компаниями, которые осуществляют активную экспансию в регионы.

CNews.ru: Какие специфические требования отечественные торговые предприятия предъявляют сегодня к ИТ-решениям? Какие факторы определяют выбор того или иного продукта или услуги?

Александр Заржецкий: Специфика России — постоянно меняющееся законодательство. Только недавно мы пережили введение Налогового кодекса, а теперь нас ждет «новинка» в области контрольно-кассовых машин — введение ЭКЛЗ. А сколько еще менее глобальных изменений и нововведений регулярно происходят в нашей стране? Одно из основных требований к решению, которое будет использоваться на территории России, — это следование российскому законодательству. Своевременные обновления программных продуктов, возможность настройки аппаратной части в соответствии с актуальными требованиями законодательства — одна из основных составляющих успеха решения на нашем рынке.

Есть еще один немаловажный критерий выбора решения и компании-автоматизатора заказчиком. Это стоимость самого решения, услуг системного интегратора по пуско-наладке и поддержке решения. Это абсолютно не противоречит тезису об увеличении ИТ-бюджетов торговых компаний, просто использование средств стало более рациональное, обдуманное.

Если мы учтем эти два критерия выбора решения заказчиком, то легко объясним тот факт, что большинство отечественных фирм и даже российские подразделения транснациональных компаний выбирают решения именно российских производителей: они в наибольшей степени соответствуют российской специфике, и стоимость их, как правило, ниже зарубежных систем.

CNews.ru: Справедливы ли, на ваш взгляд, высказывания о том, что ERP займет «львиную» долю рынка ИС для торговли, вытеснив отечественные решения по автоматизации отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности?

Александр Заржецкий: Конкуренция усиливается не только среди торговых предприятий, но и среди поставщиков систем автоматизации торговли и, естественно, это влечет усиление маркетинговой борьбы и появление подобных высказываний. Некоторые компании, например, сильно ориентирующиеся на зарубежных акционеров и партнеров или просто на звучные трехбуквенные аббревиатуры, действительно могут предпочесть зарубежные системы. Однако наша практика показывает, что та самая «львиная доля» предприятий в первую очередь оценивает системы достаточно прагматично, смотрит, насколько та или иная система соответствует их бизнес-модели, позволит ли она уже сегодня решать их актуальные задачи и адаптироваться, развиваться по мере роста бизнеса.

Если присмотреться к примерам реальных внедрений систем управления торговлей — и отечественных, и зарубежных, — то можно убедиться, что по спектру реально решаемых задач и задействуемых пользователями функций, эти решения, как минимум, сопоставимы. При этом, по моему мнению, будущее за специализированными решениями для различных областей бизнеса, и здесь у отечественных продуктов во многих областях есть серьезные преимущества. Например, программные продукты системы «1С:Предприятие» для автоматизации оперативного и бухгалтерского учета в торговле стали практически индустриальным стандартом в своей области. Это во многом обусловлено тем, что «1С:Предприятие» — «платформенная» система, поставщики решений могут не только внедрять и адаптировать типовые продукты, но и выпускать собственные отраслевые решения, востребованные в различных секторах рынка. Примером этого служит и наше решение «1С-Рарус:Магазин», позиции которого в области автоматизации управления обособленными торговыми точками крупных сетевых структур весьма сильны. Тиражный продукт фирмы «1С» «Управление торговлей» на технологической платформе нового поколения «1С:Предприятие 8.0», отличающейся мощной функциональностью, высокой производительностью и масштабируемостью, стремительно увеличивает популярность в результате успешных внедрений в организациях самого разного формата.

Отмечу, что построение комплексных автоматизированных систем на базе специализированных «блоков» — не российское «ноу-хау». Это понимают очень многие фирмы, в том числе и зарубежные. Косвенным подтверждением этого факта может служить широкое распространение и развитие международного формата обмена данными — XML. Именно наличие такого стандарта во многом способствует интеграции различных специализированных программных продуктов в единую систему.

А вот то, что отечественные автоматизированные системы для средних и крупных торговых предприятий не стоят на месте — несомненно. Все больше бизнес-процессов находят отражение в системах управления, разрабатываемых российскими производителями ПО. Мы уверены, что эти системы и в дальнейшем будут развиваться в сторону решения задач комплексного планирования ресурсов предприятия.

CNews.ru: Как вы оцениваете на данный момент рыночную долю решения «1С-Рарус: Магазин»? Какова стратегия повышения его конкурентоспособности по мере экспансии в этом сегменте западных продуктов?

Александр Заржецкий: За 2003 год сотрудниками нашей компании и силами наших партнеров в Москве и регионах было внедрено около 250 комплексных решений на базе «1С-Рарус:Магазин». О доле рынка мне говорить труднее — я не могу точно оценить общее число автоматизированных непродовольственных магазинов в России на текущий момент, а именно на этот рынок мы позиционируем свое решение. Очень приблизительно, основываясь на косвенных данных, могу предположить, что это составляет примерно 7% от общего числа автоматизированных непродовольственных торговых предприятий.

При развитии нашего программного продукта мы уделяем основное внимание двум аспектам, которые соответствуют нашим представлениям о потребностях рынка. Во-первых, возможность необходимой настройки решения при его инсталляции в соответствии с требованиями клиента, связанными с его схемой бизнес-процессов, форматом магазина, существующими у клиента принципами финансовой отчетности. Во-вторых, возможность интеграции «1С-Рарус:Магазин» в комплексные системы автоматизации. Мы совершенствуем схемы обмена решения с программами бухгалтерского и оперативного учета фирмы «1С». На очереди стоит очень большая и серьезная задача — модификация продукта и схем его обмена для оптимальной работы в системе «1С:Предприятие 8.0. Управление торговлей».

CNews.ru: Какова структура вашей клиентской базы? Какая доля в ней приходится на торговые сети? Как бы Вы определили специфику работы с этой группой заказчиков?

Александр Заржецкий: В этом случае работает известное правило: «20% на 80%». В настоящий момент в нашей базе более 1000 клиентов, связанных с непродовольственной розницей. Это и клиенты, установившие наше программное обеспечение — «1С-Рарус:Магазин», и предприятия, которые покупают у нас торговое оборудование для интеграции в собственные информационные системы. Примерно 20%, т.е. около 200 клиентов владеют двумя и более торговыми точками. Если же анализировать объемы реализации, то оборот именно по этим клиентам составил 80% оборота нашей компании по непродовольственной рознице.

Мы испытываем чувство удовлетворения от того, что клиенты, которые некоторое время назад обратились за помощью в автоматизации одного магазина, приходят к нам снова с желанием автоматизировать второй, третий магазин. Приятно вдвойне: во-первых, это означает, что заказчик оказался доволен качеством оказанных услуг, во-вторых, подтверждает, с нашей точки зрения, тот факт, что, если предприятие динамично развивается, в этом есть доля и нашего труда. Кроме клиентов, у нас еще более 100 партнеров, которые регулярно приобретают наши программные продукты и торговое оборудование для автоматизации розничных предприятий.

Говоря о специфике «сетевых» клиентов, хочется отметить такой факт: заказчики приходят с хорошо формализованными бизнес-схемами работы и вопросом: «Сможете это автоматизировать?» Обычно такие клиенты имеют в штате опытных менеджеров и ИТ-специалистов, которые очень хорошо представляют, какие задачи должна решить планируемая информационная система. С такими клиентами, с одной стороны, очень приятно работать: мы вместе с ними решаем серьезные задачи. С другой стороны, очень велика ответственность за качественное выполнение работы.

Как правило, точное следование разнородным, достаточно сложным бизнес-процессам крупного заказчика требует точной настройки автоматизированной системы. Соответственно, каждый масштабный проект предполагает внедрение «базового» продукта, которое сопровождается работой наших специалистов по реализации новых функций в соответствии с требованиями клиента. Именно так происходит работа «1С-Рарус», например, с сетью магазинов спортивных товаров «ADIDAS» и сетью центров мобильной связи «СВЯЗНОЙ».

CNews.ru: Как в контексте развития розничного бизнеса в регионах меняется соотношение ваших столичных и региональных клиентов?

Александр Заржецкий: Среди наших клиентов есть и те, и другие. В целом, работы в Москве с каждым годом становится меньше: все-таки большая часть столичных магазинов уже автоматизирована. Хотя сейчас наблюдается «вторая волна» автоматизации. Многие наши новые московские клиенты уже используют какую-либо систему автоматизации, зачастую программу собственной разработки, но, столкнувшись с проблемами, предпочитают полностью заменить информационную систему.

А региональный рынок растет очень быстро. Это могут быть и обособленные торговые предприятия, которые «созрели» до необходимости комплексной автоматизации, и дочерние, иногда франчайзинговые предприятия столичных сетевых структур. Практически все наши крупные клиенты в дальнейшем планируют экспансию в регионы.

CNews.ru: Какие технологии будут, по вашим прогнозам, наиболее востребованы в ближайшее время российскими торговыми компаниями? Каковы в этой связи ваши собственные стратегические планы?

Александр Заржецкий: В основном, развитие современных информационных технологий связано с развитием аппаратной составляющей информационных систем. Например, развитие беспроводных технологий дает очень сильный толчок к развитию информационных систем в целом. Информационные киоски в торговых залах магазинов, карманные компьютеры — PDA у продавцов и товароведов, электронные ценники на торговых полках — это ближайшее будущее нашей розницы. «1С-Рарус» интегрирует работу с этими и другими новыми устройствами в свои системы.

Хочется отметить еще один факт — информационные системы в целом становятся сложнее. Соответственно, значительно повышаются требования к ИТ-специалистам, осуществляющим их внедрение. Кроме того, очень часто процесс внедрения информационных систем сопровождается реинженирингом бизнес-процессов на предприятии заказчика. Вывод очевиден: простых технических знаний специалистам по внедрению уже недостаточно. Им необходимы очень серьезные знания в области организации бизнес-процессов в торговле, основ финансового и бухгалтерского учета. Востребованы навыки управления изменениями на предприятиях. Одна из составных частей стратегии «1С-Рарус» — повышение уровня квалификации наших сотрудников. Уже сейчас ведущие сотрудники компании имеют не только техническое образование, но и дипломы в области менеджмента, финансов, бухгалтерии. Компания «1С-Рарус» активно участвует в программе «1С:Консалтинг», которая, в том числе, развивает навыки проведения нашими сотрудниками консалтинга в области автоматизации управления и учета торговых предприятий.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS