Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

Дмитрий Поликашечкин: Отечественные разработчики «накачивают мускулы», чтобы конкурировать с западными ERP

Дмитрий ПоликашечкинО своем видении ситуации, сложившейся на рынке информационных систем для ритейла, а также перспектив развития этого сектора в ближайшие годы рассказывает в интервью CNews.ru Дмитрий Поликашечкин, генеральный директор компании «Софт-Вест».

CNews.ru: Как бы вы оценили динамику развития отечественного рынка автоматизации торговли? Какие факторы влияния являются критическими для этого сегмента?

Дмитрий Поликашечкин: Для нас совершенно очевидно, что рынок автоматизации торговли в России растет. Причем сейчас развитие идет за счет регионов. Это очень заметная для нас тенденция, ощущаемая вполне конкретно — в количестве заказов. Конечно, развитие в регионах идет с некоторым опозданием, по сравнению с центральными городами. Однако здесь появились деньги, и началось их освоение.

В ретроспективе мы видим, что сначала внимание торговых компаний, естественно, было обращено на Москву, потом постепенно стали осваивать Подмосковье, затем такие города, как Тверь, Звенигород. Сейчас ритейлеры начинают осознавать, что хотя Москва — это замечательно, не менее замечательны Петербург, Екатеринбург и другие регионы, например, Сибирь. И расширение территориального охвата компании «Софт-Вест» идет в ногу с общей тенденцией развития. Если говорить о географии проектов, то у нас есть клиенты и в Калининграде, и во Владивостоке, и в Находке — по всей России. Наиболее приоритетными регионами для «Софт-Вест» остаются Москва, Московская область, Центральный регион и Сибирь. Там у нас особенно большой «куст» партнеров. Это обусловлено преимущественно историческими связями компании и развитостью городов вокруг Новосибирска.

Развитие торгового бизнеса в регионах проходило те же этапы, что и в Москве: сначала ларьки, потом небольшие магазинчики, которые перерастают в супермаркеты, а далее объединяются в торговые сети. Вот на этом этапе у торговых предприятий уже возникает потребность в автоматизации бизнес-процессов, построении единого информационного пространства. Сейчас можно говорить о том, что общая ситуация на рынке ритейла и опыт торговых операторов достигли того уровня, когда требуется внедрение и поддержка более сложных бизнес-технологий. С повышением конкурентной борьбы на рынке ставятся задачи оптимизации бизнес-процессов.

Однако вряд ли региональные торговые компании, принимая решение о внедрении информационной системы, задумываются о снижении издержек. В регионах сейчас другие задачи. Фирмы, расширяясь, заинтересованы, прежде всего, в получении точной информации о результатах своей деятельности. Это способствует принятию более правильных решений: закупать партию товара или не закупать, когда ее закупать, с кем работать, а с кем нет, что сделать для более быстрого обслуживания покупателей, какую лучше провести акцию для получения новых конкурентных преимуществ. В регионах больше думают об экспансии, расширении своей рыночной доли. Несмотря на то, что рынок далеко еще не поделен, нет жесткой сегментации, конкуренция среди ритейлеров в регионах все же существует — в основном ценовая.

Фактор снижения издержек актуален для больших торговых предприятий. Эффективное управление крупной торговой сетью невозможно, без внимания к издержкам. Прежде всего, это касается логистических процессов. В последнее время также появляется острая необходимость в финансовом анализе деятельности предприятия. Нужны комплексные оценки финансовых показателей и управленческих затрат. Чем крупнее становится компания, тем более финансово-обобщенным должно быть представление о нем. Оно выражается в таких показателях как прибыль, издержки, затраты, рентабельность, управление, система мотивации.

CNews.ru: Насколько, из вашего опыта, активны шаги предприятий розничной торговли в области автоматизации — по сравнению с другими отраслями, в которых вы работаете?

Дмитрий Поликашечкин: Помимо торговых компаний, «Софт-Вест» работает также с предприятиями сферы досуга и общественного питания. На наш взгляд, торговля имеет те же потребности в информационных технологиях и системах автоматизации, как и другие отрасли. В целом активность у всех растет. Что при управлении рестораном, что при управлении магазином — те же проблемы, и те же потребности в технологиях. Различия проявляются только в том, каков масштаб предприятия.

Торговля как отрасль должна быть более мобильной, быстрее реагировать на изменения в экономической ситуации. И информационные технологии должны способствовать этому. Внедрение систем автоматизации должно обеспечить повышение качества обслуживания, «закрепление» покупателя за магазином. Достаточно поставить, например, более производительный расчетно-кассовый узел, считывающее штрих-коды устройство — и это будет, во-первых, способствовать повышению пропускной способности торгового предприятия и более продуманному обслуживанию, а, во-вторых, увеличению оборота магазина.

CNews.ru: Какие решения, на ваш взгляд, сейчас наиболее востребованы отечественными торговыми компаниями?

Дмитрий Поликашечкин: Если смотреть широко, то сейчас в торговле востребованы интегрированные информационные системы. При этом растут требования, предъявляемые к ИТ-решениям, которые должны обладать целым рядом качеств. Прежде всего, они должны быть полнофункциональными. Сейчас под этим понимается не только установка компьютерного оборудования и программного обеспечения, но и комплекс специального оборудования: POS-терминалы, мобильные устройства и другие аппаратные средства, которые позволяют существенно оптимизировать процессы и повысить эффективность бизнеса.

Время «лоскутной» автоматизации прошло, теперь предприятия стремятся не просто поддерживать информационными технологиями тот или иной участок своего бизнеса (бухгалтерию или склад), а добиваются тесной совместной работы всех участков. Единое информационное пространство приходит на смену «зоопарку» в информационных системах. Как для отдельного супермаркета, так и для торговых сетей становятся необходимыми аналитические решения, позволяющие получать интерактивные отчеты по различным срезам информации, например, товарным запасам, покупательским предпочтениям, выборочным наименованиям продаваемой продукции.

Кроме того, рынку, все еще далекому от функциональной законченности, нужны гибкие и развиваемые решения. Это также связано с тем, что сами организационные технологии пока развиваются. Очень нескоро появится такое решение, которое сможет в течение двух лет удовлетворять всех. Каждый год возникнет что-то новое — новые тенденции, веяния. Выигрывает тот, кто может найти конкурентные преимущества, причем именно в бизнес-технологиях.

Одним из важнейших способов обеспечения конкурентного преимущества является предоставление покупателям расширенного сервиса. А это уже индивидуальность данного конкретного предприятия, которому потребуется что-то изобрести, добавить. Соответственно, информационная система должна быть достаточно гибкой, чтобы поддерживать индивидуальные бизнес-технологии, должна развиваться вместе с предприятием, в противном случае, она станет тормозом.

С другой стороны, есть еще один фактор: по мере того, как мир становится все более динамичным, бизнес, соответственно, должен стать мобильным, чутко реагирующим на изменения бизнес-среды и спроса. Это заставляет разрабатывать и устанавливать развиваемые информационные системы. Кстати, это общемировая тенденция. Посмотрев на опыт мировых копаний, производителей программного обеспечения, мы замечаем, что они тоже стремятся повышать гибкость и настраиваемость своих систем.

Несколько лет тому назад проходила дискуссия о плюсах и минусах «готовых» (коробочных) информационных систем и гибких «систем-конструкторов». Сторонники «готовых» систем критиковали «конструкторы» за то, что они являются скорее инструментом для разработки, чем готовой к использованию полнофункциональной информационной системой. Время, как всегда, рассудило этот спор. Теперь практически все системы являются одновременно и полнофункциональными, и гибкими. Это не только «Домино», но и, скажем, Axapta.

Требования к системам изначально взаимопротиворечивы. С одной стороны, требуется некое законченное решение, чтобы оно не менялось годами, было отлаженным, поддерживаемым. И в то же время оно должно постоянно расти, изменяться, чем-то дополняться. Каждый разработчик пытается решить эту проблему по-своему. Если система отлажена, то она работает и будет работать, ничего с ней не произойдет. Но здесь встает другой вопрос: предполагает ли она возможность гибкости, развиваемости? Именно возможность, для компании развитие системы не является обязательством.

По нашему опыту, когда компании что-то ставят и подстраивают под себя, жажда дальнейшей автоматизации у них на время пропадает. Но проходит время, обычно год или два, и возникает потребность в чем-то новом. Поэтому когда мы говорим об изменяемости системы, это значит, что на следующем этапе модернизации должна быть предусмотрена возможность добавления следующего решения, наращивания функциональности. При этом процесс не должен превратиться в суперпроблему по затратам «время-деньги». Информационная система должна содержать в себе определенный набор технических средств: базовых и специальных.

CNews.ru: Как вы оцениваете прогнозы, что в скором времени ERP вытеснят с этого рынка специализированные программные комплексы для торговли, предлагаемые российскими разработчиками?

Дмитрий Поликашечкин: На наш взгляд, этого не произойдет. Рынок достаточно велик, и ни о каком «скором времени» речь вообще не идет. Наши системы дешевле, и это всегда будет их конкурентным преимуществом. Руководители предприятий, принимая решения, руководствуются сугубо прагматическими соображениями «цена-качество», «затраты». Если ERP-системы позволят за меньшие деньги получать большие выгоды, то тогда они смогут вытеснить отечественные продукты. В целом, ERP больше предназначены для производства. В них прописана более сложная производственная логистика. Тот функционал, который необходим в производственных системах, в торговле совершенно не нужен. С другой стороны, мы, разработчики отечественного ПО, постоянно развиваемся, активно «накачиваем мускулы», и можем составить достойную конкуренцию западным ERP-системам.

На нашем рынке существуют ниши, «неудобные» для западных ERP-систем. И это не только малый бизнес, но также, например, крупные сети небольших магазинов, в которых часть функций управления делегирована в сами магазины. Установка в каждом из них, например решения Axapta, просто не окупится.

CNews.ru: Какую долю рынка, по вашим оценкам, занимает сейчас поставляемый «Софт-Вест» ПК «Домино»? Какие программные продукты — западные или отечественные — вы рассматриваете на данный момент как своих прямых конкурентов?

Дмитрий Поликашечкин: На данном этапе развития мы не чувствуем потребности в подобного рода оценках. Компания «Софт-Вест» динамически развивается, а рынок пока достаточно велик и ненасыщен. Тем более что любые собственные оценки компаний не могут быть вполне объективными. На наш взгляд, оценки доли рынка — удел независимых экспертов. Что касается конкуренции, то в тендерах мы сталкиваемся и с отечественными, и с западными системами. С западными системами программные продукты «Софт-Вест» конкурируют не столько по цене, сколько по уровню технологий.

Платформа «Домино» как основа для программных решений имеет открытую архитектуру, что позволяет производить модификацию отдельных элементов, заказчики собственными силами могут изменять и адаптировать что-то под себя. В «Домино» заложены также технологии, которые минимизируют конфликт между базовыми разработками и тем, что могут сделать партнеры и клиенты на местах. Это «конек» системы.

CNews.ru: Какие из своих проектов, реализованных в этом секторе за последний год, вы могли бы назвать наиболее интересными?

Дмитрий Поликашечкин: Проектов было много. Одни из наиболее крупномасштабных — ЦентрОбувь — автоматизация центрального офиса и склада, около 80 магазинов, этот проект продолжается и сейчас. Проект в СВА-Трейдинг — сети продуктовых магазинов в Московской области; в Крокус-Сити — супермаркете в гипермаркете; в сети супермаркетов Гастрономир; в сети магазинов Негоциант.

CNews.ru: Какие решения и продукты будут, по вашим прогнозам, наиболее востребованы российскими торговыми компаниями в ближайшее время?

Дмитрий Поликашечкин: Мы предполагаем, что будут усиливаться тенденции, наблюдаемые в настоящее время. Компании будут переходить от использования нескольких слабо связанных информационных систем к единому полнофункциональному решению. Будет проявляться все больший интерес к гибким и развиваемым информационным системам, как к инструменту получения конкурентных преимуществ и сохранения инвестиций. Одновременно эти системы должны быть законченными. Каждая компания будет выбирать себе решение, исходя из приемлемой для нее меры компромисса.

Особенность российского бизнеса заключается еще и в том, что происходит постоянное расширение и добавление направлений деятельности. Производители и оптовики создают розничные сети, владельцы магазинов открывают рестораны и кафе, автозаправочные станции. И, естественно, руководители всех этих предприятий стремятся поставить информационное решение на единой платформе. Кроме того, мы отмечаем новую тенденцию к повышению «интеллекта» информационных систем. Во-первых, усиливается интерес заказчиков к модулям оперативного анализа деятельности предприятия (в том числе OLAP-средствам), а также к средствам решения оптимизационных задач предприятия. Эти модули позволяют предприятию не только более оперативно и комфортно работать с аналитической информацией, но также быстрее реагировать на изменения ситуации, управлять логистикой. Во-вторых, происходит трансформация представлений о функциональном использовании информационной системы. Из инструмента регистрации фактов она становится инструментом оптимизации бизнеса. Соответственно, от информационной системы будут требовать решения разнообразных оптимизационных задач.

CNews.ru: Каковы планы «Софт-Вест» на ближайший год? Входит ли в них разработка нового специализированного решения для торговли, помимо «Домино»?

Дмитрий Поликашечкин: В ближайшем будущем появится интегрированная технология OLAP, поставляемая как комплексное решение. Сейчас наша задача — сделать процедуру сбора и обработки данных более автоматической, чтобы система сама решала, что и когда надо обновлять. Второе — это интегрированное в систему «Домино» кассовое решение, предназначенное для многофункционального использования и взаимодействующее с POS-терминалами разных производителей.

В текущем году мы планируем выйти на рынок с широким спектром тематических решений. Сейчас работа ведется в различных направлениях, и не только в области торговых решений. Основная задача выпустить на рынок набор разноаспектных решений, которые могли бы складываться между собой в нечто комплексное. Компания вышла за пределы чисто торгового направления уже несколько лет назад. Сейчас реализуются решения и для кинотеатров, и для ресторанного бизнеса. И в наши задачи входит укрепление своих позиций в этих направлениях.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS