Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

Электронные продажи в мире

Электронные продажи в мире

В США и Европе электронная коммерция до последнего времени развивалась куда более динамично, чем в России. Показатели оборотов торговых площадок, как розничных (В2С), так и корпоративных (В2В) постоянно растут, число интернет-покупателей также увеличивается. В режиме онлайн сейчас приобретают практически все — и большинство западных торговых сетей уже начали активно использовать этот канал сбыта.

По данным различных исследований, большая доля покупок в режиме онлайн приходится на мужчин. Женщины даже в век интернет-технологий предпочитают рассматривать товар в витринах магазинов или на прилавках. Тем не менее, в целом продажи в супермаркетах и крупных магазинах одежды растут именно за счет того, что многие товары теперь предлагаются в интернете. Специалисты считают, что экономия времени, которая достигается при покупках в сети, будет способствовать дальнейшему росту популярности этого вида продаж и в будущем (Sky News).

Рекордные онлайн-продажи в США

В 3-м квартале 2003 года затраты американских потребителей на покупки через интернет, по сравнению с предыдущим кварталом, возросли на 6,6% — до $13,3 млрд (данные The Wall Street Journal). В 4-м квартале объем реализованных на североамериканском рынке интернет-продаж вырос до рекордного показателя — 17,2 млрд. долл. (на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.). По информации Bloomberg, в целом в период с октября по декабрь 2003г. розничные продажи в Соединенных Штатах выросли на 6,2%.

При этом аналитики отмечают, что в настоящее время продажи в интернете растут в Америке даже более быстрыми темпами, нежели продажи в оффлайне. В годовом исчислении объемы электронной торговли в США увеличились на 27% по сравнению с 6,1% роста общих продаж. Однако, несмотря на такую популярность, покупки через интернет составляют пока лишь 21,5% от общего объема покупок. И более 60% американских потребителей не считают интернет-магазины основным способом совершения покупок. Сеть остается для них лишь дополнением к традиционному шоппингу в супермаркетах и торговых центрах. По данным исследования, проведенного WSL Strategic Retail (декабрь 2003г.), американцы по-прежнему предпочитают сначала изучить товар в обычном магазине, и лишь затем купить его в интернете по более низкой цене — около 29% опрошенных.

Бум британского e-commerce

Продажи товаров через интернет растут и в Европе. Так, в Великобритании в 2003 году они достигли рекордного показателя — вдвое больше, чем в 2002 году. Всего в прошлом году британские компании продали через интернет товаров и услуг на 23,3 млрд. ($40 млрд.). В ежегодном отчете британского Бюро национальной статистики подчеркивается, что в настоящее время электронная коммерция составляет 2,3% ВВП страны. По сравнению с 2001 годом продажи через интернет выросли на 39%.

По результатам многочисленных исследований, Великобритания сейчас является крупнейшей в Европе зоной электронной коммерции, опережая даже Германию, страну с мощнейшей на континенте экономикой. Позиции, которые в 2002 году пользовались наибольшим интернет-спросом англичан, включает продукты питания, туристические путевки, телекоммуникационные услуги и товары.

Правда, самым крупным британским потребителем в интернете пока остается корпоративный сектор: в 2002 году британские бизнесмены совершили онлайн-покупок на $22,9 млрд., что на 14% превысило показатели 2001 года. (Данные Reuters).

Апогей В2В

Аналитики Evans Data Corp. объясняют всплеск на мировом рынке электронной коммерции тенденцией к развитию функциональности корпоративных приложений с целью повышения эффективности взаимодействия с партнерами. Уровень развития веб-сервисов и разработка стандартов обмена данными сейчас позволяют реализовать эту задачу с относительно небольшими инвестициями. Развитие электронной коммерции постепенно становится достаточно «удобным» направлением бизнес-стратегии предприятия. По данным прошлогоднего исследования Evans, проекты по внедрению B2B-решений заняли первое место в рейтинге первоочередных приоритетов опрошенных компаний. При этом за полгода, прошедшие с момента проведения предыдущего исследования, число компаний, планирующих в течение года реализовать B2B-проекты, увеличилось на 40%.

Создание единой деловой среды для взаимодействия с партнерами постепенно становится одной из приоритетных задач мирового бизнеса. Помимо роста спроса на решения в области планирования (спроса, производства, управления материальными потоками) или оптимизации цепочек поставок, аналитики прогнозируют увеличение инвестиций в приложения, поддерживающие онлайновое сотрудничество производителей с дилерами, поставщиками и клиентами в режиме реального времени.

На развитие рынка В2В снова возлагают большие надежды. В поле зрения рынка, после нескольких лет затишья, снова возвращаются американские аналитики со своими оптимистичными оценками развития В2В как модели, «содействующей развитию интернет-экономики в целом».

Прогнозы снова радужные: ожидают, что в ближайшие 4 года сегмент В2В существенно вырастет, и его объемы значительно превысят показатели рынка В2С. При этом собственно цифры как всегда приводятся разные. Так, прогнозы относительно объема В2В-продаж в 2004 году варьируются от 2 до 7 трлн. долл. Yankee Group называет цифру 3 трлн. долл.; Gartner — 7 трлн. долл. В случае последней оценки на долю США будет приходиться 2,8 трлн. долл., на рынок Европы — 2,3 трлн. долл., Азии — 900 млрд. долл. и Латинской Америки — 124 млрд. долл. Речь в данном случае идет об общем объеме онлайновых продаж в режиме «бизнес-бизнесу», осуществляемых как через торговые площадки, так и через корпоративные сайты поставщиков.

Наталья Попова/CNews.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS