Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

Универсальные принципы выбора интегратора

Универсальные принципы выбора интегратора

Реализация любого информационного проекта может осуществляться несколькими путями: либо собственными силами ИТ-подразделения организации, либо за счет привлечения внешнего исполнителя. Следование по второму пути предполагает обязательный этап — нелегкий выбор из целого легиона возможных поставщиков подобных услуг.

На практике наиболее успешное осуществление крупных ИТ-проектов происходит в тех случаях, когда предприятия прибегают к сотрудничеству с интеграторами. Причина очевидна: в условиях стремительного развития технологий внутренних ресурсов компаний бывает недостаточно для отслеживания технологических изменений, четкого определения собственных технических задач и всесторонней проработки вариантов их решения. Зачастую организации не владеют методологией выполнения и мониторинга проектных работ и недооценивают важность надлежащего управления, в самостоятельно выполняемых проектах..

Целесообразность обращения к фирмам-интеграторам объясняется еще и тем, что такие компании выполняют комплекс работ: от обследования объекта заказчика и составления технических спецификаций до поставки оборудования и отладки системы, а также поддержки ее эксплуатации и информационного обслуживания. К тому же, одной из отличительных черт комплексного, системного, подхода является учет взаимосвязей и взаимозависимостей разных аспектов функционирования предприятия. В одних случаях системный интегратор берет на себя ответственность за весь проект и обеспечивает все необходимое для его разработки, в других предоставляет необходимые ресурсы для решения только конкретной задачи.

В действительности выбор происходит не только между системными интеграторами, но и между программно-аппаратными платформами, программными решениями, компаниями поставщиками, моделями жизненного цикла внедрения системы, архитектурой развертывания. Еще до начала выбора интегратора компания должна выделить для себя объекты сравнения и определить их возможные сочетания, например, «платформа — система — компания-интегратор — архитектура».

Критерий выбора: цена или не цена?

Типичная история

О ходе выбора интегратора для своего предприятия CNews.ru рассказал руководитель одной из российских компаний, занимающейся дистрибуцией ПО.

В данный момент наша компания занимается выбором системы и поиском поставщика CRM-системы. Разослали запросы сразу в пару десятков компаний, от небольших до самых известных. Получили, наверное, 25% отзывов о готовности предложить свои услуги (остальным, видимо, наш запрос не интересен или они только на «Газпром» клюют?).

Далее у нас был разработан регламент и схема работы отделов, куда мы хотели внедрить CRM. Т.е. надо было на этом основании подобрать оптимальную систему, которая бы закрывала наибольшее число процессов, а также предложить свои услуги по внедрению. С этой задачей не справился пока не один поставщик! Их хватило только на стандартный треп из рекламных буклетов, к которому понятно как мы относимся. Обратились к разработчикам: российские тоже проявили очень умеренный интерес (так мы от них никакого реального предложения не дождались). В Microsoft нам грустно объяснили, что локализация продукта будет неизвестно когда, но не в этом году точно, внедрение только одно было в России.

Ну, а вообще при выборе системы не надо забывать о человеческих качествах поставщика, конкретного менеджера, ну и других сотрудников, от которых это зависит. Стоит попробовать обратиться от лица безымянной или неизвестной компании, обязательно говорить о тендерном отборе поставщиков, предложить сформулировать конкретное предложение по техническому заданию (ТЗ нужно готовить самим, можно пригласить консультантов, по крайней мере, не ТЗ, а хотя бы схематичное изображение всех процессов, чтобы и самому понять, что реально нужно и что реально возможно сделать). Уже после этого станет понятен и уровень профессионализма, и уровень ответственности подрядчика (что не менее важно).

Определившись с набором критериев для сравнения, компания может приступать к выбору интегратора и оценке, насколько эффективным может стать реализуемый проект, т.е. будет ли он выполнен с заданным качеством, в установленные сроки и в пределах бюджета. Поэтому прежде чем обратиться к тому или иному системному интегратору, следует убедиться, что он имеет достаточные знания о данном типе систем и весь требуемый инструментарий. Критерии выбора интегратора можно разделить на две группы: ценовые и неценовые.

Зачастую предложение с низкой стоимостью не является лучшим, точно так же, как и высокий ценовой уровень не гарантирует работоспособность решения. По этой причине факторы ценового характера все чаще анализируются на завершающих этапах. А неценовые оказывают большое влияние на процесс принятия решения, с каким интегратором работать.

К неценовым относятся факторы объективного характера:

  • Компетентность и квалификация интегратора.
  • Профессиональная репутация.
  • Результаты лабораторных и тестовых испытаний, отраслевой и технологической экспертизы.
  • Локализация и сертификация программных продуктов и аппаратных средств.
  • Сроки поставки оборудования.
  • Наличие системы обучения и сервисной поддержки.
  • Существующая у заказчика аппаратная и программная платформа.
  • Рекомендации внешнего эксперта.

И дополнительно, факторы субъективного характера:

  • Сложившиеся деловые связи.
  • Мнение руководства.
  • Личные и групповые интересы и предпочтения отделов, служб и групп сотрудников.

Однако следует минимизировать влияние на выбор интегратора осознанной заинтересованности сотрудников, расходящейся с интересами компании в целом. Важным аспектом уверенности заказчиков в защите инвестиций должно стать построение решений на основе индустриальных стандартов платформ и программного обеспечения, внедрение стандартных процедур и политик для управления изменениями и использование стандартной архитектуры.

Фактор квалификации интегратора

При выборе интегратора основными критериями являются его квалификация и компетенция. Квалификация должна быть подтверждена соответствующими документами, например, лицензиями и сертификатами как компании в целом, так и персонала — менеджеров, технических специалистов. Также необходимо проверить, чтобы в штате компании было адекватное соотношение технических специалистов и менеджеров.

В последнее время все больше ИТ-компаний сертифицируются по международным стандартам ISO 9001-9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве и обслуживании». Данный международный стандарт способствует принятию процессного подхода при разработке, внедрении и повышении результативности систем менеджмента, повышению удовлетворенности потребителей посредством выполнения их требований.

Кроме того, необходимо, чтобы интегратор подтвердил свои профессиональные возможности в проектировании, создании и эксплуатации предлагаемых решений, и продемонстрировал способность комплексного поиска и устранения неисправностей.

Заказчик должен изучить опыт и историю работы интеграторов. Желательно получить заключения независимых экспертов, проявил ли претендент техническую компетенцию и профессиональную подготовку при развертывании аналогичных решений. С этой целью, при проведении тендера, для участников устанавливается требование по минимальному сроку деятельности на рынке. А также выдвигается условие предоставить рекомендательные письма и отзывы от других компаний-заказчиков, для которых были реализованы подобные проекты.

Снизить вероятность неудачи можно, выбирая интеграторов из списка, предлагаемого поставщиками используемых продуктов. В случае, когда компания-интегратор работает на российском рынке в рамках партнерского соглашения с вендором, квалификация и профессиональная подготовка подтверждаются статусом партнера и формой взаимоотношений компаний. Авторитет производителя послужит клиенту гарантом успешной реализации специфических решений.

Выбор информационной системы

В зависимости от квалификации интеграторов, предложения будут содержать различные конкретные варианты решения поставленной задачи. На этом этапе заказчик должен провести тщательное сравнение предлагаемых вариантов и определить, насколько они соответствуют бизнес-целям. Выполнение анализа «стоимость-возможности» системы, позволяет определить, какое из предложений дает лучшее соотношение «стоимость-производительность». Для этого используются финансовые и нефинансовые показатели. Критерии сравнения информационных систем должны быть явным образом связаны с целями внедрения. Анализ можно разделить на общий и детальный. Общий анализ определяет стоимость (в денежных единицах) установки сети и экономический эффект, который она принесет компании. Детальный анализ проводить сложнее, и он более важен. В ходе его экстраполируются деловые преимущества установки сети, а также оцениваются стоимостные последствия ее не установки.

Конечно, лучшим способом оценить предложение интегратора является демонстрация пилотной сети, выполненной в соответствии с техническими требованиями клиента. При этом решение следует рассматривать с точки зрения отлаженности и функциональной оптимальности. В нем должны сочетаться достаточный уровень масштабируемости и гибкости, и в то же время решение не должно быть избыточным для текущего момента. Система должна поддерживать отраслевые стандарты обмена данными (например, XML).

Испытания в тестовых лабораториях, наглядное представление процесса работы аппаратной части и программного обеспечения являются необходимым условием. На стадии проектирования заказчик может убедиться в работоспособности тех или иных технологий и решений, оценить реальную производительность будущей системы, рассмотреть вопросы ее поведения в случае отказа каких-либо компонентов. Зачастую необходимо проводить сравнительные испытания нескольких систем. Это позволит выявить наиболее функциональную систему, с удобным пользовательским и административным интерфейсом. В этих случаях проектировщики используют средства имитационного моделирования, воссоздающие информационные процессы разрабатываемых решений. Наличие средств моделирования и уровень владения ими также говорит о квалификации и опыте интегратора.

Современные информационные системы обычно являются гетерогенными и, следовательно, новая система должна уметь работать с существующим оборудованием. В ходе тестирования проектов заказчику предстоит оценить, насколько рационально в предлагаемом решении используется уже установленное у него оборудование и ПО. Таким образом, от способности интегратора увязать существующую инфраструктуру с вновь создаваемой, зависит стоимость решения в целом.

Важным аспектом при внедрении информационной системы является соответствие оборудования и программного обеспечения отраслевым стандартам и требованиям отечественной системы сертификации. В связи с этим заказчик имеет право требовать от интегратора все соответствующие сертификаты на оборудование и ПО.

Основными критериями при выборе информационной системы являются затраты на внедрение, поддержку и выигрыш от внедрения. Для оценки затрат следует использовать общую стоимость владения системой. Она представляет собой сумму затрат на технические и программные средства за полный срок использования системы. Кроме того, дополнительными критериями для сравнения являются оценки рисков, т.е. вероятность и величина возможных потерь. Вложения в ИТ, в отличие от инвестиций в здания и оборудование, достаточно сложно возместить в случае неудачи проекта внедрения.

Рассматривая ценовые вопросы, следует учитывать следующие моменты: возможности скидок и отсрочек платежей, соблюдения оговоренных цен, различные формы коммерческого кредитования, осуществляется поставка оборудования с использованием лизинговых схем, реализация отдельных этапов проекта субподрядчиками.

При осуществлении комплексных высокотехнологичных проектов в нескольких регионах, возможна оптимизация стоимости проекта за счет привлечения субподрядчиков. Идея такого подхода состоит в том, что предприятие частично берет на себя функции интегратора работ по проекту. Подряд на «стандартные» услуги присуждается компаниям, территориально приближенным к месту проведения проекта. А для осуществления специфических высокотехнологичных услуг на подряд привлекаются специализированные трансрегиональные компании.

Не «айтишные» критерии выбора поставщика ИТ

Оценивая деятельность системного интегратора, наряду с техническими вопросами не меньшее внимание следует уделять вопросам организационного, юридического и управленческого характера.

В последнее время в качестве особого фактора достижения успеха проекта выделяют уровень культуры организации работы интегратора. Корпоративная, организационная, профессиональная культура включает в себя систему общечеловеческих и профессиональных ценностей, ментальность и модель действий. Недооценка значения эффективной команды проекта может обернуться, если не крахом всего проекта, то, по крайней мере, затягиванием его реализации. Члены команды должны обладать «нужным сочетанием» технических навыков, личных качеств и социальных установок, взаимодополнять и взаимозаменять друг друга, и при этом реализовывать свой профессиональный, интеллектуальный и творческий потенциал в соответствии со стратегическими целями данной группы. Достаточно большое значение имеют такие качества, как открытость, гибкость, предсказуемость, честность, готовность интегратора идти на сотрудничество.

Составной частью культуры организации является методология управления проектами. Однако до сих пор под методами управления проектом зачастую понимают, прежде всего, использование специального программного обеспечения. Оно позволяет создавать диаграммы и графики для представления результатов проделанной работы, календарное планирование этапов реализации проектов. На практике же выясняется, что грамотная разработка планов и следование им не является панацеей. Эффективное управление проектами подразумевает системный взгляд на проект и его окружение, в основе которого лежит учет всего множества составляющих — финансовых, временных, организационных, технических и т.д. Само понятие «стратегии реализации проекта» комплексно и многогранно. Компания-заказчик должна быть уверена в четком соблюдении стандартных правил работы с ней.

Положительно характеризует интегратора стремление оперативно решать все вопросы, связанные с внедрением и функционированием системы, адекватно воспринимать требования по доработке.

Избежать взаимных обвинений в недобросовестности позволит четко сформулированная на первых же встречах задача проекта. На этапе предпроектных работ заказчику следует установить тесный контакт с группой разработчиков. Важно также, чтобы интегратор мог правильно донести до заказчика отличительные свойства предлагаемого им решения.

Для успеха любого проекта чрезвычайно важно правильное ведение документации: заключения экспертизы, конкурсная документация, спецификации, технико-экономическое обоснование, договорная и эксплуатационная документации. В процессе реализации проекта особое значение имеет технико-эксплуатационная документация, которая должна содержать список локальных и глобальных адресов, описание проводки и топологии, диаграммы потоков данных в систему и из нее, а также описания конфигурационных файлов для файловых серверов, шлюзов, маршрутизаторов и других серверных систем и другое. По окончании работ заказчик должен иметь исчерпывающий отчет со всеми необходимыми данными. Надлежащим образом оформленная документация поможет поддерживать систему в рабочем состоянии, предотвратить сбои, а если они произойдут, быстро ликвидировать их, иметь полное описание возможностей сети. Интегратор, пренебрегающий документацией, должен вызывать большие сомнения.

При согласовании вопроса стоимости проекта учитывается тот факт, что цены на отдельные продукты могут изменяться довольно часто, поэтому важно уяснить стоимость реализации технического решения, и это надо делать еще на этапе анализа требований к информационной системе.

Схема реализации проекта

Схема реализации проекта

Необходимо отметить еще два немаловажных фактора — компании-интегратору должны быть присущи индивидуальный подход к решению задач заказчика и безупречная репутация.

Понятие «профессиональная репутация» включает в себя закрепившееся за компанией, системным интегратором, мнение на рынке. При этом заказчик может собрать как положительные, так и отрицательные оценки, узнать мнение о компании на предприятиях своей отрасли, проанализировать эти данные по количеству и качеству — и только затем делать свой вывод.

Одним из основных показателей при оценке деятельности интегратора является также объем продаж. Необходимо запросить сведения о величине торгового оборота по поставке оборудования, ПО и услуг за последний отчетный период, размерах кредиторской и дебиторской задолженности в настоящий момент. Все это дает представление о финансовом состоянии компании и стабильности ее положения на рынке. Фирма-интегратор должна обладать достаточными финансовыми ресурсами для выполнения контракта.

Подводя итог, хочется отметить пять важных условий успешного внедрения информационной системы:

  • широкий взгляд интегратора на ситуацию и сосредоточенность на нуждах заказчиков;
  • формирование «электронной культуры»;
  • использование всех возможностей, способных быстро принести ощутимые результаты
  • ;
  • создание гибкой, масштабируемой инфраструктуры;
  • строительство деловых и информационно-технологических партнерств.

Однако никогда не надо забывать, что важнейшим фактором, оказывающим влияние на успех проекта, является степень участия самого заказчика в разработке (сбор предварительной информации, обзор рынка ИТ-решений, формирование списка потенциальных систем и компаний-интеграторов, подготовка тендерной документации, сбор информации от участник тендера, обработка ее, проведение переговоров, окончательный выбор).

Компетентность собственных специалистов в производственном процессе должна объединяться с опытом системного интегратора в данной прикладной области. Каждый участник может сконцентрироваться именно на своих проблемах, и при соответствующем руководстве этот альянс дает значительно больше шансов на успех. Заказчику необходимо работать с системным интегратором на всех этапах жизненного цикла проекта, чтобы впоследствии иметь возможность вносить изменения самостоятельно. В конце концов, в какой-то момент предприятию приходится все брать в свои руки. Системный интегратор незаменим при проектировании и установке системы автоматизации, однако, слишком дорого оплачивать работу системного интегратора при решении простых задач и исправлении несложных ошибок. С экономической точки зрения, вовлечение конечного пользователя во все этапы проекта с начала до завершения совершенно обоснованно. Для достижения максимального успеха необходимо определить объемы работ каждого участника и продумать систему взаимодействия таким образом, чтобы работы одного участника не создавали дополнительные проблемы другому.

Ольга Кузнецова/CNews.ru

Кирилл Лубнин: Сертификация по ISO 9001:2000 не гарантирует, что интегратор справится с поставленными задачами

Кирилл ЛубнинОпытом выбора ИТ-решения и интегратора в интервью CNews.ru делится Кирилл Лубнин, руководитель службы по связям с общественностью компании DIXIS.

CNews.ru: Перед началом проекта ваша компания делала свой ИТ-выбор между решениями или между системными интеграторами? Какой из факторов оказал в итоге принципиальное влияние на ваш выбор?

Кирилл Лубнин: Изначально мы выбирали именно решение, а не системного интегратора. Одна из основных наших задач состояла в том, чтобы найти решение, способное заменить уже внедренную систему, с которой компания работала на протяжении нескольких лет. К тому моменту используемая система перестала удовлетворять нашим запросам, поскольку бизнес существенно вырос — как в структурном, географическом отношении, так и в товарном.

Одним из безусловно важных факторов для принятия решения стала стоимость проекта. Причем стоимость именно всего готового решения, без дополнительно оплачиваемых «надстроек» модулей системы. Вторым немаловажным требованием были сроки реализации проекта.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS