Константин Савченков: Приобретая ERP, торговые компании часто переплачивают за избыточный функционал

Константин СавченковНа вопросы CNews отвечает Константин Савченков, генеральный директор компании «БУХта».

CNews: Какие ключевые изменения, по вашим наблюдениям, произошли на рынке информатизации отечественной торговли в последние годы?

Константин Савченков Значительно увеличилось количество проектов в области автоматизации торговли. Это связано, в частности, с тем, что у предприятий, наконец, появились свободные средства, приходят менеджеры, получившие хорошее бизнес-образование и готовые вкладывать эти средства в повышение эффективности управления компанией. Одновременно на российском рынке увеличилось количество западных и российских ERP-систем. На первом этапе внедрения велись при явном недостатке грамотных специалистов и опыта использования новых технологий в российских условиях. Множество проектов, на которые были затрачены колоссальные средства, в итоге оказались провальными. Сегодня же компании хотят платить реальные деньги за решение реальных бизнес-задач.

По мере накопления опыта на базе функционально избыточных ERP-систем для торговли стали появляться отраслевые решения, содержащие лишь необходимые для этой сферы функции. Это привело к другой крайности: большинство решений оказалось недостаточно гибким и ограниченным по возможностям дальнейшего развития. А это существенный недостаток сегодня, когда компании уже задумываются об ИТ-стратегии предприятия. Поэтому в последние годы на рынке возникла потребность в технологиях, которые были бы созданы специально для торговли и, в то же время, были бы гибкими и имели бы потенциал развития в других бизнес-сферах. Текущие тенденции на рынке оптовой и розничной торговли стимулируют создание таких технологий:

Одна из тенденций связана с пертурбациями на оптовом рынке России. В условиях, когда розница и производство сегодня заинтересованы в сокращении длины сбытовой цепочки, для части дистрибьюторских компаний оптимальным выходом становится диверсификация бизнеса. Некоторые делают акцент на распределительную функцию, и тогда основным бизнес-процессом, требующим автоматизации, становится логистика. Дистрибьюторы стремятся укрепить нити, связывающие их с партнерами, и подстраиваются под индивидуальные потребности конкретных клиентов и поставщиков. Соответственно, им нужны технологии, способные обеспечить гибкость на всех уровнях.
Розничные сети, напротив, стремятся формализовать бизнес. В то же время они начинают задумываться о снижении издержек и формируют инфраструктуру: строят распределительные центры, производят продукцию под своими частными марками. Соответственно, розничным сетям еще предстоит какое-то время серьезно меняться. И эти процессы будут продолжаться до тех пор, пока рынок не сложится окончательно. Поэтому ритейл сейчас не просто выбирает систему, соразмерную растущему товарообороту. Компаниям нужен гибкий инструмент с потенциалом для развития.

CNews: С какими проблемами сегодня наиболее часто сталкиваются предприятия торгового сектора? Как, исходя из этого, строятся их ИТ-стратегии?

Константин Савченков: Проблема, одинаковая для ритейла и дистрибьюторов, связана с активным освоением регионов. Управлять территориально распределенным бизнесом непросто: необходимо обеспечивать контроль над филиалами при сохранении необходимой гибкости и свободы действий на местах. Компании решают эту проблему созданием единой информационной системы. Причем чем быстрее компания разрастается, тем актуальнее становится возможность легкого тиражирования системы.

Для российской розницы также актуальна проблема эффективного управления оборотными средствами. Без современных технологий управлять закупками, продажами, оптимизировать ассортимент уже невозможно. Основными задачами становится ускорение получения отчетности, система обобщения и анализа бизнес-информации.

Основная проблема дистрибуции — необходимость обеспечения партнерам гибких цен и условий. Это влечет за собой ряд сложностей: с внедрением гибкой системы ценообразования осложняются процедуры ведения расчетов с партнерами, увеличивается количество ошибок персонала. С расширением ассортиментной линейки усложняется проведение инвентаризаций. Появление новых товарных позиций часто требует введения разнообразных схем работы с этими товарами: реализация, консигнация или комиссионная торговля. Соответственно, у предприятия должны быть возможности для поддержания гибких отношений с партнерами.

CNews: Как вы оцениваете на данный момент долю отечественных продуктов, по сравнению с западными решениями, на рынке автоматизации розницы?

Константин Савченков: На мой взгляд, доля рынка отечественных продуктов очень высокая, и спрос на них постоянно растет. Если не рассматривать плюсы-минусы в технологиях, это происходит потому, что наши системы дешевле. Вряд ли когда-нибудь западные системы смогут конкурировать с нами по цене. Кроме того, западные продукты в России, как правило, используются в усеченном варианте. При этом возможности отечественных систем растут по мере получения нового опыта, а потенциал у них не меньше, чем у западных систем. Большинство российских руководителей считают деньги и стараются выбрать реальное соотношение цены-качества.

CNews: Какова ваша стратегия повышения конкурентоспособности собственных решений в контексте прогнозируемой ERP-экспансии?

Константин Савченков: Собственно, нашу стратегию определяет рынок: ERP-системы торговле не нужны. Системы класса ERP изначально были созданы для производства, и торговые компании часто переплачивают, приобретая избыточный для компании функционал.
Нашей стратегией было создание средства разработки корпоративных информационных систем преимущественно для торговых предприятий. Финансово-Управленческий Комплекс БУХта — инструмент, в отличие от существующих на рынке систем, созданный недавно, и при его проектировании использовались самые современные технологии. Это определило его потенциал и технические характеристики: надежность, гибкость, быстродействие, работа с распределенными данными.

Торговле нужна не система, содержащая функционал на все случаи жизни, а гибкий инструмент, позволяющий строить информационные системы исходя из потребностей компании и стратегии ее развития. Комплекс БУХта — именно такой инструмент. Большинство алгоритмов торговых бизнес-процессов изначально заложены в программе, что позволяет быстро (от 2 до 5 месяцев) внедрять решения. «БУХта» является компанией-разработчиком, что дает клиентам значительные преимущества при решении их индивидуальных задач и качественную поддержку информационной системы на всех этапах ее жизненного цикла.

Помимо этого, мы сделали Комплекс БУХта открытым инструментом: программа содержит встроенные средства разработки на стандартных языках программирования. При желании компании могут достраивать информационные системы собственными силами. Они остаются независимыми и, когда обращаются к нам с новыми задачами, делают осознанный выбор в пользу нашего опыта и профессионализма.
Сегодня наша стратегия — совершенствование методик и накопление опыта в смежных областях, с которыми сталкивается современная торговля.

CNews: Насколько различаются, из вашей практики, проекты по автоматизации торговых предприятий в зависимости от их масштабов и специализации?

Константин Савченков: Все компании уникальны. В компаниях могут быть схожие бизнес-процессы, но соотношение этих бизнес-процессов и степень их значимости различны даже в одной сфере и при одинаковых масштабах.

Разумеется, в зависимости от масштаба различаются потребности компаний в автоматизации.
Маленькие компании, в которых большую часть информации можно держать в голове, автоматизируют, как правило, лишь самые сложные участки.
В крупных организациях и холдингах необходимы комплексные решения, способные обеспечить единое информационное поле в компании. Информационной логистике придается огромное значение. Помимо этого, возникает потребность в интеграции территориально-распределенных подразделений.
Есть также специфика учета запасов и управления товаром, связанная с характеристиками продукции. Например, в компании «Торговля от Петмола», занимающейся сбытом продуктов питания, в ассортименте компании большую долю занимает молочная продукция, соответственно, информационная система, спроектированная специалистами «БУХта», позволяет вести партионный учет товаров с соответствующими сертификатами качества, ограниченным сроком хранения и другими характеристиками.

CNews: Какие из своих проектов в розничном секторе за последний год вы могли бы выделить как наиболее интересные?

Константин Савченков: Самым интересным в последнее время для нас стал проект в сети магазинов бытовой техники «Техношок». Сеть принадлежит компании «Симтекс», занимающейся также дистрибуцией бытовой техники. Хочется отметить, что успех проекта во многом объясняется тем, что в компании собрана хорошая команда менеджеров и есть руководитель, принимающий грамотные управленческие решения. В результате компания развивается согласно четко сформулированной стратегии по формату магазинов и росту всей розничной сети.
«Техношок» сегодня — это 14 магазинов в Санкт-Петербурге, свыше 15 тысяч наименований товаров и более 500 сотрудников. На базе Финансово-Управленческого Комплекса БУХта построена вся управленческая система предприятия.
В ноябре 2004 года было завершено создание системы управления товарооборотом сети. Благодаря интеграции с кассовыми терминалами, полная информация о движении товара поступает теперь в информационную систему компании в режиме реального времени. С весны 2005 года на Комплексе БУХта в магазинах сети также ведется бухгалтерский учет.
Сегодня для каждого магазина сети в информационной системе ведется история закупок и продаж всех товаров со дня основания компании. Менеджеры могут видеть не только статистику за продолжительное время, но и текущую ситуацию в онлайн-режиме. Данные о продажах в любом магазине видны в единой системе с отставанием в 1-2 минуты.
На основе этой статистики в «Техношоке» была создана и поддерживается в актуальном состоянии оптимальная ассортиментная матрица как для розничных магазинов, так и для оптовых подразделений. При составлении матрицы используется широко распространенный ABC-анализ, который может проводиться как по товарным позициям, так и по группам товаров, по поставщикам, и в любых других необходимых разрезах. Это позволяет отделу сбыта сети эффективно управлять ассортиментом в 15 000 позиций. В информационной системе в онлайн-режиме ведется статистика по оборачиваемости товара. Непродающийся товар создает лишние складские издержки, занимает ценные торговые площади и связывает оборотные средства предприятия. Менеджеры сети «Техношок» могут в любой момент получить список плохо продающихся товаров и принять маркетинговые меры — устроить срочную распродажу или промо-акцию.
В сети «Техношок» также была создана эффективная мотивационная система для сотрудников магазинов: каждый товар имеет свой бонус, который в момент продажи автоматически заносится в систему. Регулярно для менеджеров распечатываются отчеты с перечнем проданных товаров. Помимо этого, в любой момент руководитель может «подключиться» к любому из магазинов и, видя текущие результаты продаж каждого магазина и каждого менеджера, получает возможность контролировать действия своих подчиненных прямо из своего кабинета.
Совсем недавно в сети магазинов «Техношок» запущен проект по переоборудованию кассовых мест. Специалисты компании «БУХта» разработали решение, напрямую интегрирующее кассовый терминал с информационной системой компании. В результате «Техношок» сможет значительно снизить издержки на оснащение новых магазинов, избежав затрат на дорогие POS-терминалы: в сочетании с решением на базе программы БУХта гораздо более экономичные терминалы способны обеспечивать ту же функциональность.
В результате проекта компания «Симтекс» получила инструмент, которых может быть тиражирован во вновь отрывающихся магазинах и филиалах в минимальные сроки. Это весьма актуально, учитывая планы компании по активному расширению. В течение 2005 года «Симтекс» намерен открыть 4 новых магазина в Санкт-Петербурге и 5 магазинов в регионах. В ближайшие годы компания планирует активно развивать региональную сеть, открыв дополнительно 23 магазина.

CNews: В каком направлении вы планируете развивать свои технологические разработки в ближайшие годы?

Константин Савченков: Что касается функционала, наше развитие определяют наши клиенты: у них возникают новые задачи — и мы вместе с ними их решаем. Несмотря на то, что Финансово-Управленческий Комплекс БУХта — открытая система, и компании могут сами ее достраивать, клиенты обращаются к нам снова и снова. Не только за профессиональными разработками и необходимыми обновлениями. Сотрудничая с множеством компаний из различных отраслей, мы становимся своеобразным генератором идей для их бизнеса.
Разработки, касающиеся Комплекса БУХта, сегодня направлены на то, чтобы сделать внедрения еще быстрее. Это потребность наших торговых клиентов, активно растущих и продвигающихся в регионы. Им также потребуются технологии для эффективного управления филиалами, и мы совершенствуем наши методики по репликации данных. Компании активно начинают использовать разнообразное программное обеспечение в различных сферах деятельности. Поэтому мы планируем и дальше расширять наши возможности по интеграции с другими программами и техническими средствами. Что касается будущих разработок — на сегодняшний день не существует по-настоящему гибкого и универсального средства разработки, на базе которого можно было бы быстро создать информационную систему для абсолютно любого предприятия. В наших планах — создание такого средства.

CNews: Какие ИТ-решения, на ваш взгляд, будут в ближайшее время наиболее востребованы российским торговым сектором?

Константин Савченков: В ближайшем будущем актуальной будет концепция «точно вовремя» применительно к основному бизнес-процессу торговой компании — управлению товародвижением. Основными целями при этом станут снижение затрат и повышение удовлетворенности покупателей. Компании будут стремиться снизить срок оборачиваемости запасов, оптимизировать доставку товаров, полностью выполнять заказы.
Компании заинтересованы в онлайн-технологиях не только в рамках офиса, но и применительно к каждому сотруднику, работа которого выходит за пределы офиса. Например, по заказу одной крупной дистрибьюторской компании мы сейчас разрабатываем мобильное рабочее место для мерчендайзеров на базе современных радиотерминалов.
Только что мы закончили проект с использованием подобных терминалов для комплексной автоматизации коммерческого склада холдинга «Ниеншанц». По нашему мнению, технологии, обеспечивающие создание единого информационного поля, будут востребованы в ближайшее время не только для складской логистики и мерчендайзинга, но и для автоматизации работы службы продаж, обслуживания оборудования, работы с дистрибьюторами.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS