Дмитрий Лаврентьев:
ИТ-бюджет в 2014 году сохранит тенденцию к росту за счет проектной
составляющей
Дмитрий Лаврентьев, вице-президент, руководитель департамента информационных технологий компании "Росгосстрах", рассказал CNews о том, как в 2013 году компания продолжает реализовывать стратегически важные направления информатизации: сканирование и распознавание страховых документов, внедрение системы расчета комиссионного вознаграждения и консолидация информации по стандарту МСФО. За счет проектной составляющей ИТ-бюджет компании сохранит тенденцию к росту и в 2014 году.
CNews: Какова динамика ИТ-бюджета вашей страховой компании в 2013 году? Каковы ваши планы на 2014 год?
Дмитрий Лаврентьев: В 2013 году сохраняется тенденция роста ИТ-бюджета за счет проектной составляющей. Фактические затраты на ИТ-поддержку за 2013 год составят около миллиарда рублей и имеют тенденцию к снижению. Структура затрат продолжает тренды прошлого года – существенная часть средств расходуется на сопровождение информационных систем, оборудование и телекоммуникации. ИТ-бюджет 2014 года продолжит тенденцию сокращения в части поддержки и роста в проектной части, однако структура затрат в целом сохранится.
CNews: Дмитрий, расскажите, пожалуйста, о стратегически важных для вашей компании проектах, реализация которых придется на 2013 год?
Дмитрий Лаврентьев: Одной из важнейших задач для компании "Росгосстрах" на данный момент является улучшение ИТ-поддержки продаж. В рамках предпроектной фазы рассмотрены возможности автоматизации основных процессов продаж, формирования оперативной отчетности для продавцов, управления продуктовой линейкой видов страхования, работы с клиентским портфелем договоров.
Кроме того, важным фактором является сокращение операционных расходов на поддержку нескольких фронт-офисных систем с помощью консолидации функционала в единой системе и, соответственно, уменьшения количества интеграций. На данный момент завершен сбор и анализ высокоуровневых бизнес-требований, проведен внешний ИТ-консалтинг, разработана концепция реализации, инициатива ожидает утверждения руководством компании.
Нельзя не упомянуть и о действующих проектах. В данный момент в компании "Росгосстрах" осуществляется внедрение системы сканирования и распознавания страховых документов. Цель проекта – сокращение затрат за счет централизации операционного ввода договоров страхования и снижения временных нормативов на ввод информации в учетные системы. Автоматизация позволит снизить нагрузку на сотрудников операционного департамента и уменьшить количество ошибок при вводе данных. Сопутствующим эффектом должно являться повышение оперативности поступления информации в учетные системы. По проекту был успешно проведен пилот, в данный момент система запущена в опытную эксплуатацию.
Учетные системы тоже затронуты изменениями – идет проект по модернизации платформы одной из ключевых систем компании, централизации ее архитектуры, что является необходимым условием для реализации проекта сканирования и распознавания документов. Кроме того, обновленная система позволит отказаться от устаревшей, географически распределенной структуры хранения информации и репликации данных. Важными моментами являются переход на трехзвенную архитектуру, использование промышленных технологий СУБД и серверов приложений. Результаты, которых мы ожидаем, – высокая производительность, быстрое восстановление данных в случае нештатных ситуаций, широкие возможности масштабирования системы.
Еще один подготовленный к старту важный проект на стадии рассмотрения – внедрение системы расчета комиссионного вознаграждения, основные задачи которого состоят в автоматизации расчета прямого вознаграждения и мотивации сотрудников продающих подразделений, агентов и партнеров. По проекту завершена фаза аналитики, ожидается утверждение руководством компании основной фазы проекта.
В связи с введением обязательного требования к страховым компаниям, касающегося формирования отчетности по стандартам МСФО, в компании завершен проект по консолидации информации по стандарту МСФО. В качестве основных задач проекта можно выделить автоматизацию процессов подготовки регуляторной отчетности по стандарту, построение аналитических отчетов с возможностью детализации до исходных данных.
CNews: Сегодня страховые компании уделяют много внимания консолидации информационных ресурсов. На каком этапе проекта по созданию единого хранилища данных сейчас находится страховая компания?
Дмитрий Лаврентьев: На данный момент проект ожидает приоритезации в рамках портфеля проектов. Уже проведены работы по проектированию инфологической страховой модели и проработана архитектура решения, проведена оценка бюджета внедрения. Основная цель проекта – консолидация корпоративной информации и формирование на ее основе регуляторной и управленческой отчетности, оперативная поддержка процесса принятия управленческих решений.
CNews: Назовите, пожалуйста, законодательные нововведения 2012–2013 годах, которые, на ваш взгляд, смогут существенно отразиться на процессах информатизации страховых компаний?
Дмитрий Лаврентьев: Безусловно, это введение новых обязательных видов страхования – страхование гражданской ответственности перевозчика и страхование ответственности владельцев опасных объектов, что требует настройки новых продуктов и схем тарификации в информационных системах, многочисленных доработок систем, а также реализации новых интеграционных связей.
И нельзя забывать о требованиях к взаимодействию компаний со страховыми союзами.
CNews: Возрастает ли актуальность компонентной архитектуры в вашей компании? С чем вы это связываете?
Дмитрий Лаврентьев: Очевидны плюсы компонентной архитектуры – интероперабельность, повторное использование кода, отсутствие привязки к платформе и поддержка многочисленных форматов взаимодействия. Многие ведущие вендоры заявляют поддержку данной концепции в своих решениях. Однако пока непонятно, насколько беспроблемным окажется взаимодействие компонентов, развернутых на платформах разных вендоров, – не возникнет ли зависимость от одного поставщика?
В целом необходимо отметить, что наибольшую выгоду от компонентной архитектуры можно получить при состоянии ИТ-ландшафта в компании на уровне "greenfield". В такой ситуации есть возможность изначального "правильного" проектирования компонентной архитектуры и ее дальнейшего успешного развития. В ИТ-ландшафте с множеством "legacy" систем, уже типичного и для российского страхового рынка, подобный подход сталкивается с большим количеством трудностей. Их преодоление требует существенных затрат денег и времени.
Однако двигаться в этом направлении все же нужно, медленно и осторожно. Пилотирование технологий и поэтапное внедрение – необходимые условия успешности реализации данной концепции.
CNews: Расскажите, пожалуйста, каких успехов ваша компания добилась в сфере дистанционного обслуживания?
Дмитрий Лаврентьев: В 2012 году была запущена онлайн-продажа полисов страхования выезжающих за рубеж. Проект оказался успешным. На стадии готовности к запуску находится процесс онлайн-оплаты полисов ОСАГО. Мы ожидаем развития данного направления, особенно в части стандартных коробочных продуктов.
По большинству остальных страховых продуктов на сайте компании можно произвести расчет стоимости и оставить заявку на страхование, которая будет маршрутизирована в ближайший офис продаж.
Не так давно появился сервис получения статуса урегулирования убытка на сайте компании. Думаем, что данное направление также будет развиваться.
Кроме того, развивается сервис информирования клиентов по телефону, email и sms о различных событиях.
CNews: Какие потребности страховых компаний в информатизации недостаточно закрываются вендорскими решениями?
Дмитрий Лаврентьев: К сожалению, очень слабо представлены на российском рынке решения для автоматизации фронт-офиса страховых компаний, страховые учетные системы, системы расчета комиссионного вознаграждения, а также решения для управления продуктовой линейкой видов страхования, системы оценки страховых рисков и поддержки актуарных расчетов. При этом на международном рынке существуют промышленные решения для подобных задач.
CNews: Какие тренды (мировые, локальные) будут определять процесс страховой информатизации в ближайшие пару лет?
Дмитрий Лаврентьев: В данном вопросе хотелось бы обратиться к результатам исследований компании Gartner, согласно которым в ближайшее время информатизация страховых компаний в мире будет определяться следующими трендами.
Во-первых, это необходимость привлечения и удержания клиентов. Это актуально, ввиду того, что у нас повышаются требования клиентов к страховым компаниям в области качества и оперативности обслуживания, возможности взаимодействия со страховой через различные каналы, возможности электронного обслуживания. CRM, BPM-решения, порталы, системы управления клиентскими данными и средства бизнес-аналитики являются фундаментом для решения данных задач.
Во-вторых, это оптимизация процессов урегулирования убытков. Процесс урегулирования убытков – "момент истины" между страховщиком и страхователем. По статистике, только 30% клиентов оценивают опыт взаимодействия со страховой компанией в процессе урегулирования убытка как положительный. Каждый 3-й клиент утверждает, что отрицательный опыт урегулирования – повод сменить страховую компанию.
В-третьих, это эффективные продажи через агентов и посредников, а именно тенденция к сокращению операционных затрат за счет передачи части процесса по продаже и обслуживанию на сторону партнера, агента или непосредственно клиента. В данном вопросе могут ощутимо помочь мобильные технологии. Тем не менее, стоит отметить, что именно агентский корпус является наиболее "сложным" сообществом для внедрения систем поддержки продаж и элементов CRM, в том числе из-за возрастного фактора.
В-четвертых, это оптимизация процесса андеррайтинга. Максимальная автоматизация процесса, противодействие заключению нестандартных договоров без согласования андеррайтера позволят сделать шаг к снижению убыточности. В части ИТ данные инициативы могут быть поддержаны системами класса BPM/workflow management.
В-пятых, это разработка новых продуктов и услуг. Причиной является необходимость конкурентной дифференциации, а также генерации новых источников дохода. Среди основных стимулов к решению данной задачи – появление технологий, позволяющих запускать новые продукты максимально оперативно. В первую очередь это касается систем управления продуктовой линейкой видов страхования.
В-шестых, это использование точной и своевременной информации. Такая тенденция неслучайна, поскольку важнейшим аспектом успешной страховой деятельности является использование точной и оперативно поступающей информации в процессе принятия ежедневных решений. Путь к улучшению ситуации лежит через использование корпоративного хранилища данных и средств бизнес-аналитики. Все вышеперечисленные тенденции актуальны и для российского рынка.
Среди локальных трендов можно также отметить изменения в законодательстве – это уже упомянутые новые требования к отчетности по стандарту МСФО, требования к взаимодействию со страховыми союзами и создание мегарегулятора. В связи с созданием мегарегулятора необходимо отметить, что основные изменения ожидаются нами во второй половине 2014 – начале 2015 годов и связаны они будут, скорее всего, с ужесточением регуляции, в том числе по ИТ. То есть приближение регуляции в страховой сфере к банковской. Это, безусловно, потребует дополнительных бюджетов и усилий, в том числе и ИТ.