Максим Пустовой:
В 2014 году мы планируем завершить переход на новую
АБС
Директор дивизиона операционного управления "ОТП Банка" Максим Пустовой в интервью CNews рассказал, что затраты на ИТ-инфраструктуру в 2013 году выросли на 40%. Это необходимо для реализации проектов, направленных на сокращение срока ввода новых продуктов, повышения стабильности ИТ-комплекса банка, сокращения издержек на сопровождение и развитие АБС. В планах банка – завершить переход на новую АБС и начать использовать в полной мере новые ее возможности. Это, по словам Максима Пустового, произойдет уже в следующем году.
CNews: Как изменились затраты на ИТ в вашем банке в 2013 году? Какие направления затрат стали основными?
Максим Пустовой: Наш банк увеличил затраты на ИТ на 40%. Внедрение новой АБС, переход на внутренний процессинг, внедрение системы МСФО-отчетности, масштабное увеличение POS-сети и количества отделений банка в рамках текущей филиальной сети – далеко не все направления деятельности, которые потребовали дополнительного финансирования.
Отмечу, что по сравнению с прошлым годом мы изменили направления затрат на ИТ. Сейчас мы работаем в нескольких направлениях. Во-первых, внедряем АБС. Это позволит сократить сроки ввода новых продуктов, повысить стабильность ИТ-комплекса банка, сократить издержки на сопровождение и развитие АБС, привести к общему знаменателю продуктовый портфель и тарифы. Это проект является стратегическим для "ОТП Банка", новая система заменит целый комплекс старых приложений, выполняющих роль АБС.
Во-вторых, мы переходим на собственный процессинг, что позволит существенно расширить функционал, в частности позволит перейти на чип EMV, NFC-карты (PayPass, PayWave), технологию 3D Secure и т.д., а также стать независимым от текущего сервис-провайдера процессинга и увеличить надежность процессинговой инфраструктуры.
В-третьих, мы выводим на рынок большое количество новых банковских продуктов. В 2013 г. мы внедрили ряд карточных кросс-сейл-продуктов типа "кэш на карту". Это потребовало существенных доработок в существующих ИТ-системах, а также внедрения модуля управления кампаниями (Campaign management). Однако все инвестиции окупились уже через шесть месяцев.
В-четвертых, наш банк внедряет систему отчетности МСФО. В первую очередь это даст нам сокращение сроков подготовки и выверки МСФО-отчетности, существенное сокращение трудозатрат на стороне финансового дивизиона, а так же повышение качества отчетов. Что касается ИТ, то это высвободит несколько человек команды единого хранилища данных (ЕХД) с задач сопровождения на задачи развития.
Иными словами, мы ускорили как процессы автоматизации деятельности банка, так и скорость внедрения новых банковских продуктов. Это, в свою очередь, требует больших вложений в плане информационных технологий и инфраструктуры.
CNews: Расскажите, пожалуйста, подробнее, о переходе на собственный процессинг. Какие причины стали стартовой точкой проекта, и как он реализуется?
Максим Пустовой: Причиной стали требования регулятора о необходимости размещения всех элементов аппаратно-программного комплекса, используемых для обработки платежей, на территории РФ.
Но требование оказалось лишь удачным формальным поводом для организации собственного процессинга – мы давно хотели перейти на свой процессинг, так как это дает существенно больше свободы в реализации нового функционала и продуктов. В качестве решения мы выбрали уже хорошо зарекомендовавший себя продукт Transmaster от компании Tieto, длительность проекта 1 год и мы планируем завершить внедрение в сентябре этого года.
CNews: Какие основные направления информатизации в вашем банке, запланированные на 2014 г., вы можете выделить?
Максим Пустовой: В 2014 году мы планируем завершить переход на новую АБС и начать использовать в полной мере ее новые возможности, в частности по внедрению новых банковских продуктов.
CNews: Удаленные каналы обслуживания клиентов сейчас во многих банках развиваются стремительными темпами. Какое внимание уделяется в вашем банке дистанционному обслуживанию?
Максим Пустовой: Мы активно развиваем несколько каналов дистанционного банковского обслуживания (ДБО): терминалы самообслуживания, онлайн-приложение "ОТП Директ", ДБО для юридических лиц, мобильный клиент "ОТП Директ" для платформ iOS и Android. Развитие идет как в функциональном плане, так и с точки зрения пользовательского интерфейса. В 2013 году наш мобильный банк для частных клиентов "ОТП Директ" был отмечен в рейтинге лучших приложений мобильного банкинга в России.
CNews: Какие возможности вашего мобильного банкинга позволяют вам считать его одним из лучших решений на отечественном рынке? Как будет развиваться его функционал?
Максим Пустовой: В прошлом году наш онлайн-сервис "ОТП Директ" сделал главное – он перестал быть просто информационным порталом, став полностью активным сервисом: появилось много платежных функций (в том числе оплата различных ЖКУ штрафов ГИБДД и др.), значительно расширился функционал переводов (например появились переводы "по номеру карты"), кроме того, он пережил "фейс-лифтинг", став более удобным для клиента, быстрым и надежным.
Мы стараемся внедрять именно те функции, которые нужны нашему клиент и это позволяет нам быстро завоевывать популярность – мы видим это и по стабильному росту активной клиентской базы, и по динамике вопросов и пожеланий поступающих на недавно запущенную круглосуточную службу поддержки через онлайн-чат, почту, социальные сети.
Сейчас, когда большинство "детских" болезней уже позади, мы концентрируемся на развитии нового функционала – это и расширение списка получателей платежа (например, недавно мы запустили переводы на популярные "электронные кошельки") и создание удобных онлайн-сервисов, минимизирующих необходимость личного обращения в Контактный центр или офис банка (например, сбросить пароль в "ОТП Директ" можно теперь через онлайн-форму).
Отдельное внимание мы уделяем разработке функций электронной коммерции, и сервисов ориентированных на использование на мобильных устройствах. В планах на это год, в частности – реализация функции e-invoicing и bill-placement (которые должны упростить процесс оплаты покупок и платежей за товары и услуги "по одному клику"), дальнейшее развитие функций гео-локации, для упрощения поиска точек присутствия банка и прогрессивное развитие активного SMS-банка на технологии USSD, что позволит клиенту быстро и полностью бесплатно получать важнейшую информацию по кредиту и совершать необходимые платежи через интерфейс мобильного приложения.
CNews: Какие инвестиции планируется сделать в ЕХД?
Максим Пустовой: Банк инвестирует в ЕХД уже много лет. На развитие ЕХД в этом году мы потратим примерно 5% общего бюджета ИТ, и затраты на этот проект будут только расти, так как требуется подключение все большего количества источников данных и растет число "потребителей". Но ЕХД развивается, мы постоянно расширяем набор и глубину данных в ЕХД. Так, сейчас банк переходит на новую технологическую платформу – решение компании Informatica PowerCenter внедряется поэтапно, начиная с ETL и дальше в направлении контроля качества данных. Также мы оптимизируем структуру ЕХД: устраняем дублирующиеся сущности, упрощаем модель данных, создаем слой оперативных данных ODS для онлайн-аналитики.
CNews: Какие потребности банков в информатизации недостаточно закрываются вендорскими решениями?
Максим Пустовой: Многие потребности закрываются слабо: практически любое решение вендора в любой области автоматизации деятельности банка (если это, конечно, не кастом-разработка) требуют серьезных модификаций под условия заказчика. Порой стоимость модификации превышает стоимость продукта. Например, при внедрении МСФО-отчетности от одной уважаемой российской ИТ-компании стоимость лицензий на этот продукт составила 40% от стоимости внедрения, "коробочным" решением это не назовешь. Увы, но это практика.
CNews: Какие тренды будут определять процесс банковской информатизации в ближайшее время?
Максим Пустовой: Думаю, это все тот же SaaS и вариации на тему облаков. Однако сейчас речь идет о более качественном уровне – сейчас эта история переходит из области теории в практику. За последние 2 года появились несколько зрелых "облачных" платформ от крупных поставщиков (Microsoft Azure, Google App Engine, Amazon Web Services), на которых уже можно разрабатывать полноценные "облачные" решения, в том числе для банков, прецеденты есть.