Статья

Александр Савельев: Новую систему встречают "по одежке"

Интертраст

Компания "ИнтерТраст" анонсировала 4-ю версию системы электронного документооборота CompanyMedia. Разработчики внесли коренные изменения в ее архитектуру и полностью обновили интерфейс. Что увидят пользователи в новой системе? Об этом в интервью CNews рассказал заместитель генерального директора "ИнтерТраст" по разработке Александр Савельев.

CNews: И именно поэтому пригласили дизайнерскую компанию? Привлекались ли помимо дизайнеров специалисты по юзабилити?

Александр Савельев: Да, потому что сделать интерфейс самим теоретически можно, но лучше использовать опыт профессионалов. В каждом виде деятельности нужна специализация. И привлечение специалистов окупается и дает выигрыш, хотя первоначально обходится дороже.

Со стороны "Студии Лебедева" были все необходимые специалисты: и художники, и люди, которые занимались именно проектным решением – концепт-дизайном, компоновкой, версткой и так далее. И у них есть специалисты, которые оценивают удобство работы. Они работали вместе с нами, поскольку не являются экспертами в нашей предметной области.

CNews: Какие идеи вам удалось воплотить в новом интерфейсе?

Александр Савельев: Первая идея – это область экрана, куда пользователь может поместить "стикеры" – ярлыки наиболее часто используемых документов для быстрого доступа к ним. Это самое "вкусное" место в интерфейсе, наверное.


Александр Савельев: Запросы на изменения были и от нас и от заказчиков. Поскольку новую систему встречают по одежке, на многих тендерах выбирают внешний вид, а не внутреннюю архитектуру

Рабочую область мы разделили на два фрейма, как в почтовых клиентах. По желанию пользователя она может быть монопольно занята документом, но может быть разделена на фрейм со списком документов и область предпросмотра. Это особенно удобно на широкоформатных экранах.

Такое же деление на два фрейма мы применили и к самому объекту. Если мы откроем, например, поручение по документу, слева увидим основные реквизиты – список исполнителей, ход исполнения и так далее, а справа – содержание документа. Все это позволяет пользователю оставаться в контексте документа, выполняя работу по нему.

Еще одна идея – непрерывный календарь. В чем его смысл: допустим, если 31 число выпадает на четверг, то 1 число – это пятница, и неделя подучается разорванной между двумя частями традиционного календаря. Но, когда мы планируем деятельность, хочется видеть эту неделю непрерывно. И Студия предложила такое решение, когда календарь идет непрерывной лентой.

Есть интересное решение с двойной навигацией. Вертикальное меню навигации продублировано горизонтальным меню и пользователь выбирает его вид в зависимости от своих предпочтений. Например, на широкоформатном экране предпочтительнее вертикальное меню, из которого при наведении мыши выдвигается панель со списками, заполняя некоторое место по горизонтали.

Затем, мы сделали планировщик рабочего времени. Все поручения с установленными сроками попадают в него автоматически, и сам пользователь может планировать в нем свои задачи, связанные с согласованием, исполнением документа. Здесь же можно отмечать и выполнение задач.

Еще я считаю важной находкой, что теперь виден путь документа вплоть до фамилий сотрудников, через которых он прошел и у кого находится в данный момент – буквально одним кликом, не открывая новых окон, можно посмотреть отчет, примечания конкретного пользователя. Это важно, потому что часто документ – это совместное творчество, и нужно точно знать мнение специалистов разных подразделений по нему.

CNews: Изменились ли требования к уровню подготовки нового пользователя для начала работы с системой?

Александр Савельев: Наша система достаточно дружественна к пользователю, долго обучать человека не потребуется. В целом мы переходим к системе дистанционного обучения, которая очень хорошо подходит для браузерного интерфейса.

Мы пока не оценивали среднее время обучения работе в 4-й версии по сравнению с 3-й, но я рассчитываю, что оно уменьшится. Если в сегодняшней версии интерфейс практически не настраивается под категории пользователей, то, когда мы будем переходить к обучению в новой системе, мы заранее определим категорию пользователя и обучим работе в уже настроенном интерфейсе, где есть только то, что ему требуется, ничего лишнего.

CNews: Предоставляет ли интерфейс новые возможности для мобильных пользователей, роль которых растет?

Александр Савельев: Сейчас мы выпускаем очередную версию мобильного рабочего места пользователя системы на iPad. И, если до этого мы называли это рабочим местом руководителя высшего звена, то теперь это у нас рабочее место руководителя и высшего, и среднего звена.

iPad мы выбрали, во-первых, потому, что его активно используют представители системы государственного управления – это модельный продукт. Во-вторых, iPad очень интересен и скоростью работы и принципом устройства приложений, эргономикой. Посмотрите, как необычны многие интерфейсы приложений на Apple. Но это на первый взгляд людей, которые привыкли к Windows. Через некоторое время происходит обратный эффект – уже не очень хочется работать в Windows после iPad. А, поскольку руководители высшего звена на компьютере практически не работают, они интуитивно схватывают принципы устройства приложений на Apple и им оно очень нравится.

Сейчас многие делают приложения под iPad для информационных систем, но идут по привычному пути, как в Windows: все построено на кнопках, на окнах. Мы же идем совершено по другому пути. Разрабатываем интерфейс в соответствии с рекомендациями Apple Human Interface Project. Скоро презентуем новое приложение iDocS – это замена того, что у нас раньше называлось iPapka, с расширенной функциональностью, рассчитанной на руководителей среднего звена.

И, что очень важно, мы предусматриваем оффлайновый режим работы мобильных пользователей. То есть, чтобы руководитель среднего, высшего звена мог продолжать работать с информацией, находясь вне рабочего места. У него должна быть возможность работать с документами, делать заметки, ставить резолюции – и все результаты работы должны синхронизироваться с сервером, когда он оказывается в сети.

Что касается других устройств, других систем, мы смотрим на рынок мобильных устройств, видим активную борьбу производителей, но пока у нас есть достаточно много претензий. Влияет и скорость работы приложений на Android, и непопулярность этой платформы среди руководителей. Хотя с точки зрения безопасности Android привлекательнее, потому что к планшету можно подключить брелок через USB-порт –токены теряются реже, чем планшеты.

Что будет дальше, сложно прогнозировать. Известное трагическое событие может повлиять на развитие продуктов корпорации Apple. Но пока мы не наблюдаем тенденций ухода от них на другие платформы.

CNews: Как вы оцениваете рыночные перспективы новой версии системы?

Александр Савельев: Проект и начинался для того, чтобы вывести систему на те сегменты рынка, которые раньше были закрыты для нее. Теперь у нас есть и полнофункциональный браузерный клиент и мультиплатформенность, которые обеспечивают системе соответствие критериям многих заказчиков.

Павел Притула / CNews