[an error occurred while processing this directive]
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2005" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Российский рынок ПК в 2005 году: прогнозы оправдались

2005 год на российском рынке ПК в целом оправдал оптимистичные прогнозы экспертов. Наибольшую стабильность продемонстрировал сегмент настольных компьютеров. Российские производители сохраняют здесь абсолютное лидерство. В динамично же растущих сегментах ноутбуков и серверного оборудования произошли серьезные перестановки и определились новые флагманы рынка. Международные компании продолжают уверенно отвоевывать позиции.

По данным IDC в 2005 году российский рынок персональных компьютеров демонстрировал устойчивый рост. Его объем достиг 6,3 млн шт. (для сравнения, 5,1 млн шт. в 2004 году). Напомним, что по определению IDC, рынок персональных компьютеров включает настольные и портативные ПК, а также серверы архитектуры Intel.

Темпы роста рынка ПК в 2005 году снизились до 22 % против 32 % в 2004 году. Данный результат соответствует ранее сделанным прогнозам. В прошлогоднем отчете указывалась цифра в 6,5 млн шт. По темпам роста и объемам продаж рынка ПК Россия уже второй год входит в первую пятерку стран региона EMEA, вплотную приблизившись к Италии.

Динамика рынка ПК в России

Источник: IDC, 2006

Несмотря на то, что доля ноутбуков неизменно увеличивается, основной объем поставок (около 80 %) по-прежнему приходится на настольные ПК. Причем лидерство здесь удерживают российские производители — «Формоза», Aquarius, DEPO Computers, K-Systems, Kraftway. На долю международных поставщиков приходится лишь 6 % отечественного рынка настольных ПК. Объяснить подобное положение можно, прежде всего, активной позицией российских компаний, очень много внимания уделяющих работе с партнерами, рекламной поддержке, привлечению новых клиентов. Кроме того, продукция российских производителей существенно дешевле за счет отсутствия расходов на перевозку. Основным клиентом российских производителей остается крупный корпоративный заказчик.

Глеб Мишин, главный представитель компании Acer в России и Казахстане:

Глеб Мишин

Да, действительно, 2005 год оправдал наши надежды и прогнозы, по количеству поставленных за год в Россию компьютеров Acer занял 1е место согласно отчетам IDC.

Нам удалось обогнать Российских сборщиков благодаря более качественной работе с партнерами, более эффективной рекламной поддержке и агрессивному привлечению новых клиентов. Более того, готовое изделие привезти из Тайваня дешевле, чем россыпь комплектующих, ведь в России, к сожалению, из современной ВТ ничего не производится, поэтому, имея преимущество в себестоимости продукции, а также стоимости транспорта, Acer всегда выступал за прозрачность перемещения грузов через границу.

Представители отечественных поставщиков – лидеров этого рынка делают ставку на инновации, оперативность и расширение сервисов. В частности, в Kraftway видят основными составляющими успеха высокое качество техники, разветвленную сервисную сеть, грамотную техническую поддержку, гибкость и скорость исполнения заказов. Констатируя по итогам прошлого года рост объема корпоративных продаж, а также поставок через региональных партнеров, Kraftway рассчитывает на сохранение темпов и в дальнейшем, за счет концентрации на качестве продукции и внедрении новых технологий.

Со своей стороны борется за качество «Аквариус», в сервисную сеть которого входят более 300 центров в 135 городах. Прошлый год был для компании переломным - завершилась реструктуризация, поставщик активно развивал работу с сектором среднего и малого бизнеса, переходя, вместе с тем, от выпуска продуктов к разработке комплексных решений на их основе. «Формоза» же объясняют свое лидерство на рынке ПК тем, что компания всегда находится на пике технического прогресса - в частности, в 2005 году первой объявила о программе массового производства 64-разрядных ПК на базе AMD64 и сворачивании производства компьютеров на процессорах Pentium4.

Комментарий CNews дал Сергей Бугрин, директор по продажам аппаратного обеспечения IBM EE/A

Сергей Бугрин

CNews: Как в целом вы бы охарактеризовали структуру потребления «железа» в России в настоящий момент?

Сергей Бугрин: В 2005 году можно было наблюдать активный рост продаж серверов Intel-архитектуры. По данным IDC серверы этого сегмента занимают более 2/3 серверного рынка.

Больше половины серверов Intel-архитектуры IBM System x специально разработаны для потребностей малого и среднего бизнеса. Причём заказчик может получить как новую надёжную ИТ-инфраструктуру, так и законченное серверное решение, легко интегрируемое уже в существующую инфраструктуру. Особое внимание стоит обратить на увеличение продаж Blade-серверов, они растут быстрее продаж других серверов. В этом сегменте мы идём в ногу с мировым развитием.

Blade-система, с точки зрения IBM, — это законченное максимально интегрированное решение для построения всей ИТ-инфраструктуры, которое включает и серверы, и средства их коммутации, и средства работы с системой хранения данных. И самое главное — это легко управляемая и удобная в эксплуатации система. По прогнозам IDC к 2007 году на долю blade-серверов придётся почти четверть поставок серверов в мире. Также наблюдается очень высокий интерес к UNIX-серверам. Рост продаж в этом сегменте также обусловлен ростом интереса рынка к решениям класса ERP, CRM, SCM, оптимальной платформой для которых являются серверы UNIX-архитектуры.

CNews: Спасибо.

По данным IDC, заметно опережая средние темпы рынка, в 2005 году рос сегмент серверов архитектуры Intel, где мировые лидеры HP и IBM захватили 44% и сумели потеснить российских участников. Между тем, мировым вендорам удалось «отъесть» долю лишь мелких игроков, а позиции основных российских поставщиков серверного оборудования - Kraftway и «Аквариус» остаются теми же, что и в 2004 году. HP и IBM смогли выиграть у мелких компаний за счет улучшения качества сборки, умелой ценовой политики, лучшей сервисной поддержки и дистрибуции. Лидеры российского «серверостроения» и их иностранные конкуренты наращивали продажи за счет «уменьшения доли самосбора и региональных брендов. Согласно прогнозам экспертов, российские компании федерального масштаба и в 2006 году не уступят свою долю рынка, а пока выражают удовлетворенность усилением позиций западных вендоров - по их мнению, это свидетельствует о том, что рынок становится более цивилизованным.

Как и в предыдущий год, сегмент портативных компьютеров рос значительно быстрее двух других сегментов рынка. За 2005 год рост составил 84 %, а объем поставок достиг рекордной величины — 1,2 миллионов штук. В 2005 году впервые доля ноутбуков в общем объеме поставок ПК в России достигла 19 %. Однако, несмотря на бурное развитие сектора, темпы все же несколько снизились по сравнению с двумя предыдущими годами. Напомним, что в 2004 году рост этого рынка составил, по оценкам IDC, 170 %, при объеме поставок в 600 тыс. ноутбуков.

По мнению аналитиков, следует ожидать дальнейшего снижения темпов роста сегмента ноутбуков. При этом доля портативных компьютеров в общем объеме поставок продолжить расти и дальше. Продажи ноутбуков будут всё заметнее влиять на показатели российского рынка ПК, по аналогии с текущей общемировой ситуацией.

Одной из основных тенденций минувшего года можно считать активизацию в России иностранных игроков. Международные компании уверенно отвоевывают позиции, постоянно увеличивая объемы поставок. В пятерку лидеров, по итогам года, вошли Acer, ASUS, HP, Samsung и только один российский производитель — Rover Computers.

Иван Пудонин, менеджер по ПК и серверам представительства компании Acer в России и Казахстане:

Иван Пудонин

Veriton 2800 — это далеко не единственное и не самое привлекательное по цене предложение от Acer для корпоративных клиентов. Отдельного упоминания заслуживает линейка «AcerPower», которая реализует принцип минимально необходимого набора функций для офисного ПК. При разработке новых моделей настольных ПК мы делаем ставку в первую очередь на надежность, как на наиболее востребованный заказчиками фактор, а также на использование самых современных компонентов. Мы предоставляем нашим партнерам достаточно гибкую систему моделей, причем для отдельных проектов и заказчиков (в частности SMB компаний) по запросам партнеров мы производим индивидуальные конфигурации на базе существующих моделей, таким образом, мы предоставляем заказчику возможность выбора оптимального решения по соотношению цена/производительность. Кроме того, наше предложение для СМБ в России не ограничивается ПК и мониторами. В нашем продуктовом портфеле имеется развернутая линейка серверов и систем хранения данных, которые вскоре будут дополнены системами от HDS, а также различные комплексные программно-аппаратные решения, например различные системы виртуализации.

Напомним, что еще в 2003 году российские производители уверенно лидировали на рынке. Среди нынешних флагманов рынка в пятерку входила только Acer. Представители компании объясняют свой многолетний успех умелой ценовой политикой. Благодаря расширенному производству на Тайване Acer имеет возможность предлагать свою продукцию по самым низким ценам. Кроме того, Acer постоянно расширяет модельный ряд, создавая конфигурации компьютеров, наиболее востребованные у клиентов. В 2005 году, в частности, компания поставила на рынок новую модель Veriton 2800, специально разработанную для корпоративных пользователей.

В целом наиболее успешно в финансовом плане закончили в России 2005 год компании: «Формоза», Acer, Depo Computers, Hewlett-Packard и Asus. Аналитики уверены, что российский рынок персональных компьютеров будет и дальше расти, хотя темпы роста в последующие годы еще больше снизятся — до 17 % ежегодно. Настольные ПК все еще будут удерживать лидерство в штучном выражении, но постепенно уступят ноутбукам в денежном.

Андрей Егоров / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS