[an error occurred while processing this directive]
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2005" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Михаил Кожевников: Тарифная политика государства пока не благоприятствует росту производств электроники в России

Михаил Кожевников

На вопросы CNews отвечает Михаил Кожевников, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании «Элкотек».

CNews: Как бы вы оценили уровень развития электронного производства в России сегодня?

Михаил Кожевников: Исторически электронное производство в России характеризовалось высоким потенциалом для новейших и уникальных разработок, однако, не было способно предоставлять услуги полного цикла и в промышленных масштабах. Однако развитие производства по всем экономическим законам следует за ростом рынка сбыта. Успех мобильных телефонов, LCD-телевизоров и ноутбуков начал радовать менеджеров по продажам сравнительно недавно. И эти достижения не остаются без внимания OEM-компаний. Многие из них уже нашли себя в сотрудничестве с резидентами Калининградской области — «клондайка» российского «электронного» производства. Существуют и другие регионы — Зеленоград, Дубна, Нижний Новгород, где перспективы развития отрасли ИТ не могут не радовать. Однако инвестиции в любое серьезное ИТ-производство весьма высоки, и для большинства компаний по-прежнему остро стоит вопрос их рентабельности. В связи с этим нужно отметить, что контрактное производство электроники в качестве альтернативы постройки своего завода все еще не может похвастаться высокими объемами и громкими контрактами.

CNews: Какие факторы препятствуют, на ваш взгляд, росту отечественного рынка аутсорсинга в производстве электроники?

Михаил Кожевников: Основными факторами остаются высокие импортные пошлины на комплектующие и отсутствие нормальной инфраструктуры у субподрядчиков. И если с отсутствием локальных поставщиков компании стараются бороться, создавая свои собственные производства, то борьба с высокими пошлинами представляется более сложной задачей. Правительство неустанно декларирует необходимость активного развития ИТ-сферы и, без сомнений, начинает предпринимать все более убедительные шаги для развития отрасли. Но пока факт остается фактом — привозить готовые изделия из-за границы выгоднее, чем производить здесь. При решении же обеих задач наши EMS-компании смогут напрямую конкурировать с азиатскими контрактными производителями, — недостает тех самых 15 % пошлин. Но пока тарифная политика нашего государства не благоприятствует росту производств электроники в России.

CNews: Насколько заметны сегодня на российском ИТ-рынке EMS-компании?

Михаил Кожевников: Те немногие компании, которые присутствуют на рынке, в основном, работают для иностранных партнеров. Но при этом все заинтересованы в производстве в России и для России. Активизации их деятельности могла бы помочь заинтересованность OEM-компаний в локализации производства в России. Причинами этой заинтересованности могла бы стать и близость к разработчикам, и экономическая целесообразность. В последнее время многие из нас заметили все более очевидные действия властей по легализации импорта. Именно этот процесс во многом дает надежду на скорое активное развитие целой отрасли. При наличии «серых» схем производство в России для российского рынка не имеет перспектив. Нужны скоординированные действия, как власти, так и бизнеса.

CNews: Каковы на данный момент основные трудности, с которыми сталкиваются мировые EMS-компании, выходящие на российский рынок?

Михаил Кожевников: Для иностранных EMS-компаний, приходящих в Россию для организации здесь производства, необходимо выполнение двух основных условий. Во-первых, наличие внешней инфраструктуры для обеспечения эффективности работы всего производственного цикла — локальные поставщики комплектующих, быстрая и качественная работа таможенных органов, готовность и наличие кадров. Во-вторых, конкурентоспособность таможенной тарификации и налоговой политики в России — в данном случае производство в нашей стране конкурирует с аналогичным производством в Восточной Европе и Азии, где налоговые и таможенные условия весьма благоприятны для крупных EMS-компаний. Хотелось бы, чтобы наше правительство определилось со стратегией развития высокотехнологичных отраслей в стране и активно приступило к созданию условий, достаточных для привлечения инвестиций.    

CNews: Какие инвестиции необходимы, из вашей практики, для развития высокотехнологичного предприятия в России?

Михаил Кожевников: Для высокотехнологичного предприятия необходимо высокотехнологичное оборудование, и это является главным объектом инвестиций. Например, для открытия нашего завода потребовались инвестиции в размере более 20 млн евро, а с ростом производства сумма увеличится до 10 млн. Сейчас в России приняты льготные тарифы для импорта оборудования, что, безусловно, является правильным шагом со стороны правительства. У нас в стране есть значительные финансовые ресурсы для инвестиций, на рынке представлено большое число производителей, готовых предоставить и локально обслуживать все самое современной оборудование — необходимы условия для окупаемости таких высокотехнологичных производств. Тогда и вопрос объема инвестиций станет второстепенным.

CNews: Планируете ли вы расширение линеек выпускаемой продукции?

Михаил Кожевников: Наша компания является третьим в мире контрактным производителем мобильных телефонов и четвертым в мире производителем оборудования связи. Все эти изделия будут производиться и в России, в дополнение к тем, которые выпускаются уже сейчас. Также есть большой интерес со стороны OEM-компаний, выпускающих потребительскую электронику (LCD телевизоры, цифровые тюнеры и т.д.), надеюсь, и такие изделия будут скоро собираться у нас на заводе.

CNews: Как вы оцениваете потенциал российского рынка с точки зрения экспорта высокотехнологичной продукции и местного производства?

Михаил Кожевников: Сейчас многие крупнейшие EMS-компании рассматривают Россию с точки зрения открытия здесь своих заводов и производства для российского и европейского рынков. Для российского — потому, что наш рынок уже сейчас является крупнейшим в Европе рынком сбыта для многих брендов потребительской электроники. Для европейского — потому, что производство в России выгоднее, чем сборка в Европе, а доставка из Азии в Европу для некоторых изделий может свести на нет большинство преимуществ производства в азиатском регионе. Таким образом, при положительном развитии инвестиционного климата и создании благоприятных экономических условий потенциал российского производства весьма высок.    

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS