[an error occurred while processing this directive]
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2005" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Алексей Кравцов: Потребитель отдает предпочтение отечественной продукции

Алексей Кравцов

На вопросы CNews отвечает Алексей Кравцов, генеральный директор «Крафтвэй Корпорэйшн ПЛС».

CNews: Какие события вы указали бы в числе главных на российском компьютерном рынке в 2005 г?

Алексей Кравцов: Мне хотелось бы остановиться не на главных событиях, а, скорее, на тех тенденциях, которые оказались наиболее существенными, по крайней мере, для нашей компании. Одна из четко прослеживаемых тенденций заключается в том, что поставщики аппаратных средств все больше внимания стали уделять развитию сервисов, предоставляемых заказчику. В нашей компании под ИТ-услугами мы подразумеваем, в первую очередь, гарантийную и послегарантийную поддержку техники. В Kraftway это направление достаточно сильно развито, и в будущем мы будем уделять ему еще больше внимания. В частности, в этом году мы планируем внедрить централизованный Service Desk. Кроме этого, в пакет оказываемых нами услуг традиционно входит осуществление пуско-наладочных и инсталляционных работ, как при помощи наших специалистов, так и силами региональных партнеров или авторизованных сервисных центров Kraftway, в зависимости от сложности проекта.

Что касается непосредственно нашего основного бизнеса — производства компьютерной техники, то наблюдаемый здесь рост в последнее время больше относится к рынку мобильных ПК, а не декстопов. Кроме того, безусловно, продолжается стремительный рост рынка серверного оборудования.

Я считаю, что рынок ноутбуков — на котором компания Kraftway на сегодняшний день не представлена — перегрет. В ближайшие 2-3 года играющие на этом рынке компании еще смогут зарабатывать нормальные деньги, но рынок декстопов остается очень перспективным. По моим оценкам, в России он еще недостаточно насыщен. С развитием телекоммуникаций и каналов связи в нашей стране он будет только расти. И мы рассчитываем сильно увеличить свою долю на этом рынке. На сегодняшний день она, по разным оценкам, составляет 7-8 %.

А вот ноутбуки в линейке продукции нашей компании в ближайшее время вряд ли появятся. В современных условиях, на мой взгляд, их использование оказывается не всегда эффективным, а порою сопряжено с множеством проблем. Для того, чтобы начать заниматься производством ноутбуков, нужно вложить очень большие деньги и при этом противостоять обострившейся конкуренции со стороны зарубежных вендоров. Ноутбуки достаточно быстро устаревают, и я не вижу на сегодняшний день возможности для российской компании вести ноутбучный проект, за исключением компаний, которые уже давно занимаются подобным производством. Я думаю, что основное преимущество ноутбука — мобильность, вскоре станет не столь важным. С развитием каналов связи уменьшится необходимость таскать с собой полноценный компьютер. Вероятно, в будущем его потеснят более компактные устройства, например, гибриды телефона и ноутбука. И вот здесь компания Kraftway, возможно, действительно даст о себе знать.

Еще стоит особо отметить такой процесс как консолидация, который обозначился более четко. Он обусловлен, прежде всего, возросшей конкуренцией между отечественными компаниями и зарубежными. При этом под давлением иностранных компаний многие российские производители либо прекратили свое существование, либо перепрофилировались и свернули производство техники в России. В сегодняшних условиях выживать могут лишь крупные компании.

CNews: Какие факторы определяли, по вашим наблюдениям, развитие отечественной отрасли ИТ в прошедшем году?

Алексей Кравцов: Здесь можно говорить о многом. Очевидно, что развитие отечественной ИТ-отрасли обусловлено улучшившейся экономической ситуацией в стране. Также в прошлом году важную роль в развитии ИТ-отрасли взяло на себя государство. Речь идет о небезызвестных планах по созданию технопарков, венчурных фондов и др. Однако прошло совсем немного времени, и говорить о влиянии этих инициатив на развитие отрасли рано. Что касается технопарков — мы рассматриваем их как потенциальных потребителей нашей продукции. В них будут работать программисты и разработчики, заинтересованные в использовании высококачественной вычислительной техники. Однако большого влияния на бизнес Kraftway это, вероятно, не окажет.

Помимо этого, можно сказать об ускорившихся темпах компьютеризации страны, а также развития телекоммуникационной инфраструктуры и каналов связи. Это дает дополнительный импульс к росту рынка.

CNews: Можно ли, на ваш взгляд, говорить о буме российской сборки? Похоже, все больше отечественных игроков начинают активизироваться в этом секторе.

Алексей Кравцов: Я бы так не сказал. Я вижу как раз обратную тенденцию. Новых игроков на этом рынке не появляется. Есть порядка десяти компаний, которые существуют уже много лет и сменяют друг друга во всем известных рейтингах. Но новых игроков нет, если, конечно, не иметь в виду бренды, возникающие, когда розничная сеть начинает выпускать компьютеры под своей торговой маркой, совпадающей с названием магазина. Но это едва ли можно назвать сборкой и вообще перспективным направлением. Производство становится эффективным только при больших объемах, скажем, при выпуске более 150 тыс. компьютеров в год.

С другой стороны, потребитель отдает все большее предпочтение отечественной продукции. Доля западных брендов на рынке настольных компьютеров всегда была невелика, и год от года она не увеличивается. Сейчас на этот рынок пытаются проникнуть азиатские вендоры. Та же Lenovo, например. Но, я думаю, что на сегодняшний день российский потребитель понимает, что сделать нормальный десктоп можно и в России. Другой вопрос, что не все российские компании уделяют достаточно внимания технологии и качеству производства. Тем самым они, конечно же, льют воду на мельницу зарубежных вендоров.

CNews: Насколько успешно отечественным поставщикам ПК удается противостоять сегодня иностранным поставщикам? За счет чего и в каких нишах им удается конкурировать наиболее успешно?

Алексей Кравцов: Российские производители ПК могут, на мой взгляд, успешно конкурировать только на рынке десктопов. Потому что на рынке ноутбуков серьезных российских игроков нет, и западные вендоры там успешно лидируют.

Что касается десктопов, то производить их выгоднее здесь в соответствии с запросами клиентов, имея собственное производство, учитывая то, что декстопы в своей массе — недорогая продукция. А уж российский сервис по многим позициям лучше иностранного: в частности, он более гибкий. Западные вендоры превосходят нас только своими маркетинговыми бюджетами, и здесь нам уже действительно трудно им противостоять.

На серверном рынке также возможно конкурировать с иностранными компаниями, и нам это неплохо удается, особенно в сегменте младших моделей и серверов среднего уровня. Но это требует от компании достаточно серьезных и постоянных инвестиций в R&D, разработку специализированного серверного ПО, обучение специалистов и под силу только крупным компаниям.

CNews: За счет каких маркетинговых стратегий удается привлечь потребителя на этом рынке, на ваш взгляд?

Алексей Кравцов: Задавая этот вопрос, вы, наверное, имеете в виду розничный рынок, на котором наша компания не является крупным игроком. Мы традиционно ориентированы на государственный и корпоративный сектор. Также мы осваиваем рынок СМБ.

Высокое качество техники, разветвленная сервисная сеть, грамотная техническая поддержка, гибкость и быстрота в исполнения заказов и в решении возникающих проблем — вот основные требования заказчиков и мы стремимся им соответствовать. Это самая надежная стратегия. Kraftway за годы работы приобрел репутацию не просто крупного российского «сборщика», а компании, способной выпускать сложные инфраструктурные решения и имеющей большой опыт и экспертизу в аппаратной сфере. Вот для нас маркетинговая стратегия в этом и заключается. Мы выпускаем качественный продукт, который сам себя рекламирует. В том числе и для розничного потребителя.

CNews: Как в целом вы бы охарактеризовали структуру потребления «железа» в России в настоящий момент?

Алексей Кравцов: Если оценивать структуру исходя из поставок, осуществляемых нашей компаний, то ситуация в прошлом году выглядела следующим образом. Больше половины поставок пришлось на государственный сектор. Там у нас существуют прямые тендерные поставки. Есть также корпоративные аккаунты. Поставки туда мы осуществляем как напрямую, так и через партнеров. И есть просто партнерский канал. Это порядка тридцати региональных дистрибьюторов. Также мы осуществляем поставки в розничные сети. Сейчас мы работаем с тремя розничными сетями: «М-Видео», «Белый Ветер» и «Техносила».

CNews: Как вы оцениваете итоги своей деятельности на розничном рынке? Каковы ваши планы по дальнейшему продвижению в этом секторе?

Алексей Кравцов: Сохранить свое присутствие на розничном рынке — является одной из главных для нас задач на этот год, однако серьезной экспансии мы не планируем. По-прежнему мы нацелены, прежде всего, на корпоративный рынок и рынок СМБ.

Розничный рынок перспективен, но очень не лоялен. Если вы начинаете работать, допустим, с каким-то предприятием, то, очевидно, если оно удовлетворено уровнем предоставляемого сервиса и вашей техникой, то, скорее всего, будет к вам лояльно и будет заказывать у вас дополнительные услуги. На розничном рынке это не так. Я думаю, что в этом году мы не будем делать каких-то значительных усилий для того, чтобы увеличить свою долю на розничном рынке. Наша активность будет оставаться в тех же рамках, что и в прошлом году. Фокус на развитие именно розничного сегмента мы пока не ставим. Это связано с рядом факторов и один из них — наши производственные мощности. Они, как правило, в конце года работают на пределе. И хотя в четвертом квартале 2006 года мы планируем, наконец, запустить наш завод в Обнинске, очевидно, что полностью воспользоваться этими мощностями мы в полной мере сможем только в следующем году.

CNews: Каковы помимо этого стратегические планы Крафтвей на 2006 год?

Алексей Кравцов: Наши стратегические планы — сохранить и удержать технологическое преимущество по отношению к другим российским компаниям. Мы продолжаем серьезно вкладываться в исследования и разработки и о некоторых, возможно, уже в ближайшее время будет официально объявлено.

Реально на сегодняшний день Kraftway, на мой взгляд, — это единственная российская компания-производитель, которую можно сравнивать с западными вендорами. Конечно не по размерам, а по своей сути. И если бренд Kraftway не известен каждому жителю нашей страны, то это потому, что, может быть, мы не так много денег вкладываем в прямую рекламу. Большую часть денег мы вкладываем в развитие технологий и впредь планируем продолжать эти инвестиции. Они будут даже больше, чем планировалось изначально.

Задача на 2006 год — запустить Обнинский проект. Кроме того, мы хотим закончить реструктуризацию, которая сейчас происходит в компании. В настоящее время мы испытываем то, что можно назвать болезнью роста, и 2006 год рассматриваем как подготовку к серьезному рывку, который предпримем в следующем году. В 2006 году я думаю, рост в объемах производства и денежной выручке будет более существенным, нежели в году минувшем.

CNews: Насколько и за счет чего вырос бизнес Крафтвей за 2005 г?

Алексей Кравцов: В рублевом исчислении наш оборот увеличился на 5,5 %, если в долларовом — то где-то на 8-9 %. Объем производства увеличился на 13 %.

В прошлом году у нас сильно вырос объем корпоративных продаж и продаж через наших региональных дистрибьюторов. Продажам через партнерскую сеть мы вот уже 4 года уделяем особое внимание. И хотя Kraftway начинал выстраивать канал на правах эксклюзивности, сейчас де юре это упразднено, но де-факто мы все равно стремимся не заводить дополнительных партнеров, если на то нет особой необходимости.

Я думаю, что успехи канала говорят о том, что в целом техника Kraftway востребована на рынке. Если Kraftway выберет более активную и агрессивную маркетинговую стратегию, то объемы наших продаж увеличатся. Но тут есть один немаловажный момент. Kraftway, на мой взгляд, одна из немногих, а может, даже единственная компания, которая уделяет первостепенное внимание качеству своей продукции. А удержать качество, увеличивая объемы, достаточно сложно, не внедрив новых технологий. Поэтому мы, может быть, несколько искусственно сдерживаем процесс роста продаж.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS