[an error occurred while processing this directive]

Владлен Скворцов: Государственные учреждения переориентируются на сервис-ориентированный стиль работы

Владлен Скворцов

О тенденциях развития процессов информатизации органов государственной власти, построении ИТ-инфраструктур, контроле качества работ и предлагаемых решениях в интервью CNews рассказал Владлен Скворцов, генеральный директор компании "Гелиос Компьютер".

CNews: Как факторы, на ваш взгляд, определяют сегодня развитие сегмента рынка сетевой и системной интеграции для органов государственной власти России? Как изменился за последнее годы спрос на построение ИТ-инфраструктур со стороны органов государственной власти России? Какие инновационные подходы интеграторы готовы предложить сегодня?

Владлен Скворцов: В настоящее время наблюдается централизация принятия решений в области ИТ-инфраструктуры в органах государственной власти. Если раньше на каждом уровне и в каждом отдельно взятом субъекте разворачивались свои решения как в области аппаратного, так и программного обеспечения, то сегодня мы видим, что кроме упорядочивания структуры самих органов, также подвергается упорядочиванию и ИТ-обеспечение работы государственных структур.

Спрос на построение ИТ-инфраструктур неуклонно увеличивается и основную долю проектных и изыскательских работ по оптимизации работы ИТ-инфраструктур реализуют крупные системные интеграторы, имеющие многолетний опыт выполнения подобных проектов и имеющие финансовые и людские ресурсы для выполнения этих работ.

CNews: Отмечаете ли вы продолжающееся сохранение «перевеса» при информатизации органов государственной власти России в пользу аппаратных средств?

Владлен Скворцов: Перевес постепенно (последние несколько лет) меняется в сторону комплексных решений.

Да, следует отметить, что, несмотря на выросшие в последние годы потребности в различных ИТ сервисах, при рассмотрении вопросов информатизации органов власти России, пока внимание уделяется комплектованию соответствующих структур аппаратными средствами. Однако в последнее время со стороны органов власти все чаще возникают запросы на реализацию комплексных решений в области ИТ. Наблюдается тенденция выравнивания долей поставок техники и реализации информационных проектов, а так же переориентация государственных учреждений на сервис-ориентированный стиль работы.

CNews: Как вы оцениваете потребности органов государственной власти России в обновлении аппаратного обеспечения, в первую очередь, компьютерного и серверного парков?  

Владлен Скворцов: По нашей оценке потребность в обновлении аппаратного обеспечения органов государственной власти России составляет 20% ежегодно от общего используемого парка аппаратного обеспечения.

CNews: Насколько, из вашей практики, вырос за последнее время спрос на корпоративные системы хранения данных со стороны органов государственной власти? В чем вы видите основные сложности внедрения систем хранения в органах государственной власти? Какие технологии построения решений этого класса интересуют или могут заинтересовать органы государственной власти России?

Владлен Скворцов: За прошедшие годы отечественный рынок СХД сформировался и быстро развивается, несомненно, что значительную долю в нем занимает и госсектор. Государственные структуры в большинстве случаев обладают распределенными базами данных и предъявляют высокие требования к надежности хранения и доступности данных, поэтому очень тщательно подходят к выбору того или иного решения с использованием СХД.

Одним из основных фактором при выборе поставщика является его способность предложить не только набор программных и аппаратных средств, но и способность и умение выполнить полностью интеграционное решение. Несомненно, что предлагая в Госструктуры подобные решения компании сталкиваются и с некоторыми сложностями, во-первых это высокая стоимость таких решений, а во вторых способность ИТ-персонала обслуживать такие системы.

На текущий момент самым экономичным решением по построению корпоративной системы хранения данных является прямое подключение хранилища данных к серверу DAS (Direct Attached Storage) — позволяет хранить большой объем данных, легко обслуживается и прост в интеграции. Подключение таких систем может осуществляться по как по интерфейсу SCSI, так и по интерфейсу FC, которое при необходимости можно интегрировать в систему SAN (Storage Area Network), которые организовывают блочный доступ к данным, что способствует повышению производительности. В последнее время появились решения на основе протокола iSCSI, позволяющие снизить стоимость построения систем SAN за счет использования недорогих сетей Ethernet. Данное решение характерно еще и своей универсальностью — можно построить как и систему SAN с поблочным доступом к данным, так и систему NAS (Network Attached Storage), в которой организован файловый доступ к данным. Системы NAS характеризуются невысокой стоимостью интеграции и отсутствием требований к высокой квалификации персонала.

CNews: Как вы оцениваете состояние дел в сфере обеспечения информационной безопасности в органах государственной власти России? По каким направлениям в ближайшее время вы ожидаете дальнейшего развития информатизации в органах государственной власти?  Какие решения готова предложить ваша компания?

Владлен Скворцов: Необходимо признать, что во всех органах государственной власти России традиционно уделялось большое внимание вопросам обеспечения информационной безопасности. За прошедшие годы наработан большой опыт в этой области, однако, на мой взгляд, темпы развития информационных технологий существенно превышают сложившеюся ситуацию в сфере защиты информации и требуют принятия более активных мер, как технического так и организационного характера. Яркой иллюстрацией этой необходимости является свободное распространение закрытых информационных баз министерств и ведомств.

В тех же ведомствах, где люди берут на себя риск реализации проектов по обеспечению безопасности своими силами, совершенно отсутствует какая-либо координация действий. То есть, можно наблюдать совершенно разные и, зачастую, несовместимые между собой решения, построенные, например, в двух соседних областях.

Что касается особенностей государственных структур, можно отметить, что фактически все подходы, апробированные в корпоративных информационных системах крупных коммерческих организаций, вполне подходят для реализации и в госсекторе. Однако эти продукты должны пройти полную проверку и сертификацию в компетентных органах.

Наша компания предлагает широкий спектр систем обеспечения информационной безопасности, но, в первую очередь, мы предлагаем разработку концепций и регламентирующих документов, на базе которых можно реализовывать проекты информационной безопасности в зависимости от требований, указываемых заказчиком.

CNews: Планируете ли вы развивать бизнес в сфере информатизации органов государственной власти России? Какие направления вы считаете для себя наиболее приоритетными?

Владлен Скворцов: Да, наша компания считает необходимым реализовывать стратегическое партнерство с государственными структурами. Вот уже несколько лет «Гелиос» поставляет различное оборудование и реализует инфраструктурные проекты для органов государственной власти. Кроме этого мы предлагаем нашим партнерам реализацию различных схем аутсорсинга. В перспективе направление оказания комплексных услуг для госструктур будет являться одним из важных элементов сервисной стратегии компании.

CNews: Насколько динамично и в какой форме, на ваш взгляд, будет развиваться в ближайшие два-три года такое направлением работ, как аутсорсинг для органов государственной власти? Каковы перспективы использования SLA (Service Level Agreement, — контракт, регламентирующий отношения между сервис-провайдером и его клиентом), как инструмента для регулирования вопросов предоставления качества ИТ-услуг. Насколько часто подобный инструмент используется при выполнении аутсорсинговых работ для органов государственной власти? Как вы видите участие компании «Гелиос» в ИТ-аутсорсинге для органов государственной власти?

Владлен Скворцов: В настоящее время отчетливо просматривается проникновение во все органы государственной власти инновационных подходов по управлению и поддержке ИТ-ресурсов. Одновременно на передний план для информационных служб выходят вопросы оптимизации их структуры и сокращения расходов на ИТ. Часто органы государственной власти имеют сильно децентрализованную структуру с множеством филиалов, разнообразным парком техники и различными каналами связи. Государственные структуры практически всегда обрабатывают значительный объемы информации, предъявляя повышенные требования к ее защите от разнообразных угроз.

В результате складывается ситуация, когда помимо высоко технологических задач на сотрудников ИТ-подразделений накладывается работа по поддержке пользователей, общению с внешними провайдерами связи, сопровождению тех или иных систем. Все это приводит к росту численности обслуживающего персонала, сложности управления им, и увеличению расходов ИТ-служб.

Вероятно такое направление работ как «аутсорсинг» той или иной области системы будет все активнее затрагивать государственные структуры. Скорее всего, в первую очередь учреждения будут проводить тендеры на поддержку периферийной техники, парка ПК и, возможно, каналов связи. Отдельное внимание, безусловно, будет уделяться поддержке работоспособности региональных структур.

Вопросы обеспечения качества оказываемых исполнителем услуг в государственных структурах играют столь же важную роль как и для коммерческих предприятий. Особенностью же является наличие большого количества утвержденных регламентов и схем работы ИТ-служб, которые необходимо учитывать при разработке соглашений об обслуживании. Четкая проработка SLA между исполнителем работ и заказчиком позволяет избежать конфликтных ситуаций при возникновении спорных вопросов, а так же определить ожидаемый заказчиком уровень предоставляемого сервиса. Таким образом инициатива использования SLA вероятно будет исходить как от провайдеров услуг, так и от государственных структур.

При обсуждении условий сервисного контракта специалисты компании «Гелиос» уделяют пристальное внимание проработке SLA соглашений с заказчиками, даже при отсутствии SLA в качестве обязательного условия обслуживания. Фактически, грамотно составленный SLA, является неотъемлемой частью любого сервисного контракта нашей компании. Формализация работы с крупными заказчиками позволяет не только грамотно задействовать ресурсы исполнителя, но и выстроить понятную схему работы ИТ-служб заказчика в отношении вопросов обслуживания.

Обладая достаточным опытом в организации поставок вычислительной техники в органы государственной власти, «Гелиос» стремится реализовать полученные знания, для предоставления более широкого спектра услуг нашим клиентам с учетом специфики их работы. В перспективе мы планируем расширить свое участие в обслуживании ИТ систем государственных учреждений и предоставлять максимально востребованный спектр услуг. Знания, полученные в проектах аутсорсинга госструктур, позволяют нашей компании максимально учитывать потребости организаций, обеспечивая требуемый уровень качества функционирования ИТ-систем.

CNews: На решение каких задач вероятнее всего будет направлена информатизация органов государственной власти в 2006 — 2007 годах?

Владлен Скворцов: С определенной долей вероятности в ближайшем будущем в органах государственной власти будут все больше активизироваться вопросы построения и обеспечения функционирования единых информационных систем в рамках различных ведомств, разного рода аналитических систем и систем документооборота, систем управления ИТ-инфраструктурой и информационной безопасности. Кроме этого все большее внимание будет уделяться вопросам поддержки и аутсорсинга услуг.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS