[an error occurred while processing this directive]

 
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

МФУ и цветные устройства — локомотивы рынка принтеров

В прошедшем, 2003 году объем продаж принтеров, копиров и многофункциональных устройств (МФУ) в Европе достиг отметки 34,5 млн. единиц. Это на 16,2% больше, чем в 2002 г.

По данным Gartner, на протяжении всего 2003 г. в Европе наблюдался устойчивый рост спроса на принтеры, МФУ и копиры. Основными локомотивами роста стали цветные устройства и МФУ. Однако лазерные принтеры также внесли заметный вклад в рост рынка. В профессиональном сегменте основной тенденцией на рынке печатной техники стала замена монохромных устройств на цветные. Частные пользователи в прошедшем году в большей степени интересовались струйными МФУ, чем струйными принтерами.

Объем продаж принтеров, копировальной техники и МФУ в Европе

Объем продаж принтеров, копировальной техники и МФУ в Европе

Источник: Gartner

Рост объема продаж в последнем квартале 2003 г. составил 16,3% по отношению к последнему кварталу 2002 г. Это практически такой же показатель роста, как и за целый 2003 год. Сразу вспоминается бытующее в некоторых кругах ИТ-специалистов мнение, что на развитых рынках сезонность, как показатель объема продаж, практически не работает. Однако именно перед Новым годом и Рождеством компании-поставщики и дистрибьюторы начинают масштабные маркетинговые акции, направленные на распродажу техники и других устройств. Подобные мероприятия могут оставить в стороне только равнодушных людей. А сколько их? Не так много.

Судя по всему, причина совпадения темпов роста по итогам года и по итогам 4-го квартала заключается в продолжающейся стагнации европейской экономики. Покупательский спрос еще не успел восстановиться, и потребители не спешат производить замену старых устройств (тем более, таких, как принтеры и копиры) на новые.

Продажи принтеров, копировальной техники и МФУ в Европе, 4 кв. 2003 г. относительно 4 кв. 2002 г.

Продажи принтеров, копировальной техники и МФУ в Европе, 4 кв. 2003 г. относительно 4 кв. 2002 г.

Источник: Gartner, 2004 г.

Рынком по-прежнему «заправляет» HP, чья доля составляла 41,5% в 4-м квартале 2003 г. Необходимо отметить, что позиции лидера отнюдь не укрепились, а, наоборот, пошатнулись, т.к. в 4-м квартале 2002 г. его доля составляла 42,9%. Что же произошло?

А произошло ровным счетом то, что можно назвать «приветом из Азии». Сразу два производителя - южнокорейский Samsung и японский Canon - укрепили свои позиции. Заметно «подвинула» конкурентов и американская компания Lexmark, которая увеличила свою рыночную долю практически на 2%. Но это все произошло в 4-м квартале 2003 г. Если обратиться к результатам за год, можно отметить, что рыночные позиции практически не сдвинулись.

Продажи принтеров, копировальной техники и МФУ в Европе в 2002 и 2003 гг.

Продажи принтеров, копировальной техники и МФУ в Европе в 2002 и 2003 гг.

Источник: Gartner, 2004 г.

По результатам продаж за 2003 г., HP ещё больше укрепила свою позицию. Теперь её рыночная доля составляет практически 43%. Укрепила свою позицию Lexmark, чья доля теперь превышает 14%. Немного растерялся и поэтому «похудел» Canon (12,8% в 2002 г. и 12,6% в 2003 г.).

А вот Samsung «выстрелил» с 1,2% в 2002 г. до 2,6% в 2003 г. Правда, пока это мелкий калибр и южнокорейской компании рано тягаться с гигантами. Однако не стоит забывать о глобальных амбициях этого игрока. На что он способен, Samsung показал на рынке мобильных телефонов.

Хуже всего в Европе обстояли дела у Epson, у которого конкуренты «отъели» сразу 1,7%. Компании необходимо срочно провести анализ своей позиции и принять меры, в противном случае ситуация может стать сначала плачевной, а потом критической. Не стоит забывать, что позади такие компании, как Lexmark и Canon, которых не стоит дразнить и класть им палец в рот.

Российский рынок принтеров и МФУ

На российском рынке принтеров и МФУ, в отличие от европейского рынка, происходит более существенный рост продаж. В 2003 г., как считают представители ITResearch, количество проданных устройств вплотную приблизилось к отметке 3 млн.

Объем продаж принтеров в России в 2002—2003 гг., млн. шт.

Объем продаж принтеров в России в 2002 - 2003 гг., млн. шт.

Источник: ITResearch, 2004 г.

По данным ITResearch, в 2003 г. российский рынок принтеров вырос на 39% в количественном и почти на 20% в денежном выражении. Количество проданных в России устройств — 3 млн. штук — превышает 10% от рынка принтеров в Европе. Несомненно, отечественный рынок является одним из крупнейших в Европе, отсюда и повышенное внимание со стороны вендоров к рыночным позициям в нашей стране.

Тот факт, что российский рынок принтеров растет быстрее европейского, стимулирует поставщиков действовать активно. Пока что лучше других продвигать свои устройства получается у Samsung, который практически безостановочно проводит маркетинговые акции. Это даёт свои результаты — по оценке специалистов ITResearch, этой южнокорейской компании удалось практически полностью занять «начальный» сегмент лазерных принтеров.

Доля «серого» сегмента на рынке принтеров

Доля 'серого' сегмента на рынке принтеров

Источник: ITResearch, 2004 г.

По оценке экспертов, продажи «серых» дилеров на рынке принтеров могут составлять 10% от количества всех проданных устройств. Это, конечно, уже не ситуация начала 90-х гг. прошлого века, когда техника приобреталась в основном у «серых» игроков, однако до полной прозрачности рынка еще далеко.

Изменение рыночной доли принтеров различных технологий

Изменение рыночной доли принтеров различных технологий

Источник: ITResearch, 2004 г.

По мнению специалистов ITResearch, лазерные принтеры являются наиболее востребованными принтерами на российском рынке. Доля проданных устройств увеличилась на 2,8% в 2003 г. Струйные принтеры практически остались «стоять» на месте, что свидетельствует о снижении интереса к данным устройствам. В скором времени практически исчезнет сегмент матричных принтеров. Изменение рыночной доли этих устройств является весомым аргументом — в 2003 г. объем продаж матричной техники упал на 2,9%.

Продажи МФУ на российском рынке, тыс. шт.

Продажи МФУ на российском рынке, тыс. шт.

Источник: ITResearch, 2004 г.

Российский рынок МФУ продолжает расти высокими темпами. По данным ITResearch, количество только «белых» устройств, проданных в стране, приблизилось к 150 тыс. В результате, рост в 2003 г. по отношению к 2002 г. составил 70%. Напоминаем, что на рынке принтеров рост составляет «всего» 39%.

Высокие темпы роста продаж МФУ в России в 2003 г. дают основания предполагать, что в текущем году рост продолжится. Судя по всему, потребители «распробовали» МФУ и видят в них хорошую альтернативу копирам, сканерам, факсам и принтерам. И действительно, зачем покупать и устанавливать четыре устройства, когда с теми же функциями может справиться одно? Логика потребителей понятна и она будет выступать в качестве локомотива роста на рынке МФУ в 2004 г.

Роман Боровко / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS