[an error occurred while processing this directive]

Компьютеризация для всех: международный опыт

Компьютеризация для всех: международный опытНа современном рынке ПК преобладают две тенденции — с одной стороны основные вендоры продолжают наращивать производительность ПК и ноутбуков, ежегодно выпуская десятки новых моделей, поддерживающих широкий набор мультимедийных и коммуникационных возможностей (включая поддержку 3D, видео высокой четкости, аудит в формате 5.1, беспроводные коммуникации на базе новейших стандартов). С другой — появляются проекты создания недорогих ПК и ноутбуков, предназначенных в первую очередь для развивающихся стран, а также для определенных категорий пользователей. В частности, уже не первый год делаются попытки создать ноутбук с ограниченной функциональностью специально для детей.

Мировые продажи ПК растут

Прежде чем говорить о всеобщей компьютеризации, коснемся ряда показателей ИТ-рынка. Факт, вынесенный в заголовок этой главы, подтверждают исследования компании IDC, согласно которым мировой рынок ПК во II квартале 2007 г. вырос на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. Причем, темпы роста более 20% продемонстрировал регион EMEA. Ключевыми драйверами роста специалисты называют борьбу за массового потребителя и сегмент малого бизнеса. Лидером вновь стала компания HP, заняв долю рынка в 19,3% и отгрузив на 36,5% компьютеров больше, чем во II квартале 2006 г. В свою очередь, Dell продолжил падение —продажи компьютеров этого производителя сократились в апреле-июне почти на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля рынка, занимаемая данным вендором, составляет 16,1%.

Растет спрос и на продукцию китайской Lenovo и японской Toshiba — во II квартале они увеличили продажи на 22,3% и 21,5% соответственно по сравнению со II кварталом 2006 г. Таким образом, Lenovo заняла 8,3%, а Toshiba — 4,1% рынка. Между ними с долей рынка в 7,2% расположилась тайваньская Acer, которая продемонстрировала самый высокий рост среди всех вендоров — 55,4%. Такую же динамику показывает и исследование Gartner -- в мире было продано 61,093 млн. ПК, что на 11,7% больше, чем во II квартале 2006 г.

Вместе с этим, приводимые данные касаются достаточно дорогих брендов, в то время как многие производители, такие, например, как Microsoft, AMD, Intel, Dell и др., заинтересованы в поставке продуктов и технологий развивающимся странам — Китаю, Индии, Ливии и др.

Компьютер для развивающихся стран

Крупнейшие ИТ-корпорации стараются предложить дешевые решения. Необходимость в подобной дешевой и доступной технике обусловлена тем, что по оценкам Конфедерации промышленников Великобритании, к 2010 г. не менее 85% всех новых вакансий будут предполагать умение работать на компьютере. Использование же ПК в домашних условиях как раз и дает большинство социально-экономических преимуществ от широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий. Пользователям домашних ПК открывается большее количество возможностей. При этом (по данным все того же исследования) из числа лиц, которые впервые приобрели домашний ПК, 61% обрели улучшенные навыки использования информационных технологий, 65% более уверенно начали обращаться с Интернетом, а 51% приобрели дополнительные навыки для работы.

Одно из подобных решений — это 500-долларовый компьютер IQ PC с предустановленной Windows Vista Home Basic и пакетом программ Microsoft Office, предложенный индийским студентам для обучения английскому языку и подготовке к экзаменам. Новый ПК, ставший совместной разработкой Microsoft и AMD, построен на базе двухъядерного процессора AMD Athlon, имеет 1 Гбайт оперативной памяти и жесткий диск емкостью 80 Гбайт. Его выпустил индийский производитель компьютеров компания Zenith Computers. На первом этапе, с июля 2007 года, приобрести IQ PC смогут жители двух индийских городов - Бангалора и Пуны. А с ноября продажи начнутся и в других городах Индии.

ПК — детям

Высокими темпами развивается и проект по оснащению детей развивающихся стран компьютерами — этот проект получил название OLPC (от английского One Laptop Per Child; основателем проекта стал Николас Негропонте), впрочем, осенью прошлого года участники проекта приняли решение о смене названия ПК с OLPC на XO. Концепция детского ноутбука основана на созданной Сеймуром Папертом теории обучения, впоследствии развитой Аланом Кэем и Митчалом Резником. Финансированием проекта занимались компании Google, News Corp, AMD, Red Hat, Brightstar и Nortel Networks.

К участию в этом проекте, проводимом в последнее время под эгидой ООН, подключилось уже много коммерческих, государственных и образовательных структур. Разработчиком ноутбука XO является лаборатория Media Lab Массачусетского технологического института. Действующий прототип устройства был представлен в ноябре 2005 г. на Всемирном саммите информационного общества в Тунисе. Изначально планировалось, что портативные компьютеры ХО поступят в продажу по цене в 100 долл., однако вскоре выяснилось, что их первоначальная стоимость составит 175-180 долл. В настоящее время проект OLPC обрел вполне реальные очертания: уже готово производство, есть и первые заказчики. Недорогой компьютер выполнен на основе процессора AMD Geode, оборудован 128 Мбайт оперативной памяти, 512-1 Гбайт флеш-памяти вместо винчестера, контроллером Wi-Fi и 7,5-дюймовым дисплеем с разрешением 1200 х 900 пикселей.

В 2007-ом году к участию в проекте присоединилась и Intel, которая также будет способствовать распространению ноутбуков в развивающихся странах. При этом представитель Intel вошел в состав руководства OLPC. Что касается операционной системы, под управлением которой будет работать ноутбук XO, то, скорее всего, в качестве такой не будут использоваться продукты Microsoft — инициаторам проекта требовались программы с открытым исходным кодом. Поэтому OLPC будут поставляться с предустановленной Linux. Это решение было принято в середине 2006 г.

Сборкой компьютера будет заниматься тайваньский производитель Quanta Computer. Первыми заказчиками станут Уругвай, Аргентина, Бразилия, Пакистан, Таиланд, Нигерия и Либерия. Ведутся переговоры о поставках детского ноутбука и в Россию. Первые поставки начнутся осенью этого года, а стоимость устройства составит 176 долл. До конца 2007 г. планируется выпустить от 3 до 5 млн. компьютеров.

Сергей Лосев / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS