[an error occurred while processing this directive]

Первый опыт и первые результаты

Первый опыт и первые результаты2007 год стал знаковым как для сторонников, так и для противников введения Единого государственного экзамена (ЕГЭ). 2 февраля 2007 года Государственная Дума ФС РФ приняла закон, согласно которому с 2009 года ЕГЭ становится единой итоговой формой государственной аттестации учащихся на территории всей Российской Федерации. Однако, согласно результатам исследования, организованного ВЦИОМ, почти половина россиян хотела бы возврата традиционных письменных и устных экзаменов. Многие деятели культуры и науки также категорически против ЕГЭ как главной составляющей реформы образования последнего десятилетия.

Первый опыт проведения Единого государственного экзамена нельзя назвать успешным по нескольким причинам.

«Сетевые» отличники

Первым громким скандалом, связанным с проведением ЕГЭ, стали заявления о несоблюдении необходимого режима секретности как  в ходе проведения экзаменов, так и на этапах проверки работ и обработки результатов. Были обнаружены грубейшие нарушения процедуры ЕГЭ с точки зрения информационной безопасности, в результате чего руководству Федерального центра Тестирования (ФЦТ), который должен обеспечивать проведение Единого государственного экзамена в школах, предъявили обвинение в злоупотреблении служебным положением.

Дело в том, что незадолго до проведения тестирования выпускник школы из села Ново-Девяткино Ленинградской области разместил ответы на ЕГЭ по русскому языку в интернете, осчастливив тем самым тысячи учащихся. Перед этим он купил их на лотке в центре северной столицы. После того, как эта информация стала достоянием общественности, некоторое время существовала угроза  аннулирования Рособрнадзором    высоких баллов, полученных на экзамене по русскому языку в Ленинградской области, но этого, к счастью, не произошло.

Не секрет, что практически в каждой школе есть группа отличников-медалистов, которым учителя «помогают» написать ЕГЭ, а остальные дети довольствуются  заранее приготовленными шпаргалками и подсказками друг друга. Формально в отношении нечестных выпускников  существую жесткие санкции, но на практике они применяются не часто. Дело в том, что Федеральный центр тестирования не в состоянии обеспечить присутствие наблюдателей в каждой из 53 тысяч российских школ во время проведения Единого государственного экзамена, а учителя и региональные чиновники заинтересованы в том, чтобы показать наилучший результат сдачи ЕГЭ. И тут все средства хороши.

О неготовности российской системы образования к переходу на Единый государственный экзамен еще зимой 2007 года предупреждал руководитель ФЦТ Владимир Хлебников. «Обладая всей информацией по эксперименту ЕГЭ, — сказал господин Хлебников в интервью «Московским новостям», — я заявлял и заявляю, что на данный момент при любой технологии он не может быть введен в России как обязательный».

За шесть лет, прошедших с начала эксперимента по апробированию новой системы  сдачи государственных экзаменов, процедура сдачи ЕГЭ превратилась в достаточно прибыльный бизнес. С полок книжных магазинов   ответы на ЕГЭ вытеснили все остальные  «решебники».  В  мае 2006 года был  взломан сайт ФЦТ, а ответы на вопросы единого государственного экзамена в последнее время можно легко купить в Интернете по достаточно приемлемым ценам — от 300 рублей и выше. После оплаты они высылаются заказчику в электронном виде сразу на мобильный телефон. Существующее законодательство не позволяет привлекать к уголовной ответственности за предоставление того рода услуг, и, по мнению Сергея Комкова, президента Всероссийского фонда образования, пока ЕГЭ проходит как эксперимент, нет шансов что-то изменить в создавшейся ситуации.

ЕГЭ не для всех

О недостатках ЕГЭ неоднократно заявляли школьные психологи. По их мнению, не все дети могут успешно проходить процедуру тестирования. И дело тут отнюдь не в уровне подготовленности — ребенок может великолепно отвечать устно, на «отлично» выполнять письменные задания, но получать «двойки» и «тройки» за простейший тест. Это связано с особенностями психологического развития школьника и никак не зависит от его интеллектуальных способностей. Если ЕГЭ станет «пропуском»  в высшие учебные заведения, нестандартные дети могут незаслуженно оказаться «за бортом». Ведь в 2007 году итоговая оценка по ЕГЭ ставилась в аттестат только в том случае, если  она была выше годовой, а с момента вступления нового закона в силу в расчет будут приниматься только результаты ЕГЭ, которые будут действительны еще на протяжении 2 лет с момента сдачи экзамена.

Разработчики тестов уверяют, что задания в них разделены на три уровня сложности и позволяют раскрыть способности как среднему, так и сильному ученику. В соответствии с принятой классификацией заданий ЕГЭ существуют три группы — А, В и С. Задачи группы А требуют выбора правильного ответа из четырех предложенных вариантов. Задачи групп В и С предполагают ответ в виде числа, числового промежутка, выражения и т. п. Ответы на них должны быть четкими и ясными, никакой двойственности или спорности не допускается.

Дело в том, что контрольно-измерительные материалы (КИМы) созданы таким образом, чтобы проверка тестовых заданий была удобной как для компьютера, так и для специалистов-предметников. Во главу угла, таким образом, ставится форма, а не содержание. Методическая составляющая, качество проверяемого материала отходит на второй план. Одновременно в расчет не берется личность учащегося и проверяющего, чтобы избежать субъективности в оценке результатов. Таким образом, по мнению специалистов Федерального центра тестирования, удается определить некий средний балл по данному предмету. Но ориентация на средний бал и «обезличивание» результатов тестирования приводят к невозможности учета индивидуальных особенностей школьников. Более того, с помощью письменных тестовых заданий невозможно проверить творческое, ассоциативное мышление учащихся, их умение находить, конспектировать, преобразовывать информацию, не говоря уже о речевых и коммуникативных способностях.

Ближайшее будущее государственных экзаменов

По словам руководителя Рособрнадзора  Виктора Болотова, в следующем году единый государственный экзамен по математике перестанет быть обязательным   для  гуманитариев, а по литературе — для   учащихся  физико-математических школ. Пока остается неясным, в какой форме будут проходить экзамены для тех детей, кому эти предметы необходимы для поступления в вузы. Рядовые работники системы образования считают, что, скорее всего, обычные сочинения и изложения уже не вернут. Возможна отмена единого государственного экзамена по обществознанию и истории.

Инициаторы реформы образования утверждают, что при ее разработке они делали ставку на  лучшие учебные заведения России. Однако,  руководители именно таких вузов выступают против повсеместного и окончательного введения ЕГЭ. МГУ, СПбГУ, МГТУ имени Баумана, МИФИ, МФТИ, а так же театральные, музыкальные и спортивные высшие учебные заведения требуют разрешить им проводить дополнительные испытания для своих абитуриентов. В настоящее время им предоставлено такое право, и, по мнению специалистов, список вузов, имеющих право назначать собственные экзамены для абитуриентов, каждый год будет меняться и, скорее всего, расширится.

По логике реформы образования, требования к уровню знаний выпускников школ должны совпадать вузовскими. Но в настоящее время этого не происходит, и школьники, поступающие в вузы, которые получили право дополнительного тестирования, будут вынуждены, как раньше сдавать два экзамена: один в школе, а второй в вузе.  Тем самым, смысл ЕГЭ как единого экзамена, уничтожающего взяточничество, нивелируется.

Со времен Петра I Россия активно использует зарубежный опыт. Нынешняя реформа образования не исключение из правил — ее вдохновители ссылаются на пример Соединенных Штатов Америки. Но на сегодняшний день многие учебные заведения США уже отказались от тестовой системы, более того, общеизвестно, что уровень подготовки американских школьников значительно ниже российского. Конечно преподавание в отечественной школе, вузе отличается избытком теоретического, устаревшего материала, остро ощущается нехватка квалифицированных кадров, техническое оснащение учебных заведений находится на очень низком уровне. Представляется, что основные усилия реформы образования надо приложить именно в этом направлении.

Светлана Судоплатова / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS