[an error occurred while processing this directive]

ИТ в школах: компьютеры и интернет - это только начало

ИТ в школах: компьютеры и интернет - это только начало Не так давно считалось, что компьютеризация школ сводится к оснащению учебного заведения как можно большим числом компьютеров, при этом вопросы использования их в учебном процессе и управлении учебным заведением часто оставались без внимания. Сегодня, когда многие школы уже прошли первоначальный этап насыщения компьютерной техникой, на первый план выходят вопросы ее эффективного применения.

Процесс оснащения российских школ компьютерной техникой в рамках различных программ продолжается уже на протяжении нескольких лет. За эти годы удалось добиться значительных результатов. Наибольший успех выпал на долю федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 — 2005 годы)". Если в 2000 году на один компьютер в российских школах приходилось по 500 учеников, то в 2005 – этот показатель составлял уже 46 школьников. В рамках национального проекта "Образование", который стартовал в конце 2005 года, техническое оснащение средних учебных заведений было продолжено. В частности, при подключении российских школ к интернету в 2006-2007 гг. на региональные власти была возложена обязанность обеспечить их компьютерами. Кроме того, в последние годы распространение получили такие технические средства нового поколения, как интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.п., которые сейчас также активно внедряются в учебный процесс.

Вместе с тем, в национальном проекте "Образование" во главу угла ставится повышение качества образования, поэтому процесс компьютеризации школ стоит рассматривать с точки зрения того, как применение ИКТ влияет на повышение качества предоставляемых образовательных услуг. На сегодняшний день основной задачей можно считать построение единой информационной образовательной среды, а также использование ресурсов интернета для улучшения качества образования.

Компьютеризация процесса обучения

Говоря о применении компьютерной техники в учебном процессе, чаще всего имеют в виду использование электронных учебных ресурсов. Они могут быть представлены на компакт-дисках или находиться в сети, причем, как в локальной, так и во внешней сети местного, регионального или федерального уровня. В силу того, что национальным проектом "Образование" предусмотрено создание большого количества электронных образовательных ресурсов и размещение их в открытом доступе в федеральных или региональных хранилищах, то можно считать, что проблема обеспечения школ качественными электронными учебными материалами отходит на второй план.

При размещении электронных образовательных ресурсов во внешних сетях особенно актуальной становится задача организации доступа к ним. Судя по всему, и эта проблема в настоящее время уже практически решена, поскольку можно считать, что амбициозный проект по подключению к интернету всех российских общеобразовательных учреждений увенчался успехом.

Таким образом, сейчас (при условии наличия в учебном заведении необходимого количества компьютерной техники) на повестку дня выходит вопрос ее эффективного использования в учебном процессе.

Сами по себе современные электронные образовательные ресурсы уже имеют определенные средства, позволяющие организовать на их основе различные виды учебных занятий. Это может быть объяснение материала, его закрепление, проведение тренингов, написание рефератов, контроль знаний. Зачастую предусматривается также методическая поддержка преподавателей, выражающаяся в формировании плана занятия или подборе необходимых материалов.

Более эффективно с этими задачами справляется школьная информационная система. Сегодня на рынке представлено большое количество подобных решений, созданных либо самими специалистами системы образования, либо коммерческими компаниями, занимающимися их выпуском. В качестве примера можно привести продукты NetШкола самарской компании "РООС". В образовательных учреждениях, специализирующихся на услугах дистанционного образования, подобные информационные системы являются ядром всего учебного процесса.

Тетрадь ученика; оценка и комментарий учителя (школа дистанционного обучения "Живая школа")

Тетрадь ученика; оценка и комментарий учителя (школа дистанционного обучения 'Живая школа')

Источник: Институт Новых Технологий, 2007

Сегодня с помощью информационных технологий может быть также организована и внеклассная деятельность, как, например, проведение олимпиад, профориентация (компьютерное тестирование, ознакомление с различными специальностями). Кроме того, на базе ИКТ могут быть с успехом решены вопросы организации самостоятельной работы учащихся.

Немаловажное значение для учебного процесса имеет и организация участия в нем родителей. Оно может выражаться в регулярном контроле успеваемости и посещаемости, получении в электронном виде информации различного характера, например, расписания занятий, проводимых мероприятиях, например, родительских собраниях и т.п. Кроме того, интернет является идеальной средой для организации обратной связи – многим родителям намного проще написать электронное письмо, чем потратить время на посещение учебного заведения. Система, позволяющая родителям участвовать в учебном процессе, не является фантазией – она уже создана и с этого учебного года внедрена в ряде московских школ. С помощью учетных записей, выданных ученикам в школе, родители могут через интернет или с использованием SMS-сервиса посмотреть текущие оценки детей, проверить домашнее задание, узнать расписание, проконтролировать посещаемость ими учебного заведения и т.д.

Информационно-коммуникационные технологии могут сыграть положительную роль в формировании школьного сообщества. В настоящее время наличие у школы интернет-сайта постепенно перестает быть экзотикой. В рамках национального проекта "Образование" государство ведет работу и в этом направлении. До конца 2007 года на базе федерального центра информационных образовательных ресурсов должен быть запущен сервис "Интернет-сайт", позволяющий образовательному учреждению конструировать и поддерживать свой сайт. Помимо инструментария для создания визитной карточки школы там будут присутствовать средства, позволяющие наполнять сайт контентом. Кроме того, инструменты сервиса помогут создать внутришкольную среду общения, предложив пользователям возможность вести блоги, участвовать в форумах и т.п. Наличие у школы такого многофункционального собственного сайта в конечном итоге даст возможность не только организовать внутришкольную информационную среду, но и поможет приобщить учеников к использованию средств ИКТ в повседневной жизни. Аналогичная работа ведется не только на федеральном уровне, но и в регионах.

В частности, летом 2007 года в республике Татарстан стартовала благотворительная акция "Сайт и система управления каждой школе". Республика является одним из лидеров по компьютеризации школ в России. Еще в 2001 году в Татарстане был разработан проект "Оснащение школ компьютерной техникой и подключение их к сети интернет". Эта программа получила дополнительный импульс с вводом в действие национального проекта "Образование". Новый проект позволит каждой школе Татарстана бесплатно получить собственный сайт с системой управления. Кроме того, в рамках него должен быть создан портал об образовании в Республике Татарстан.

Компьютеризация управления образованием

Современные компьютерные технологии позволяют оптимизировать и сам процесс управления образованием. Сегодня информационные системы, выполняющие административные функции, применяются не только на федеральном, региональном или муниципальном уровне, но и на уровне отдельных учебных заведений.

Автоматизированная информационная система управления учебным заведением позволяет, например, вести единую базу учащихся, а также преподавательских кадров, обеспечить учет материально-технических ресурсов школы, автоматизировать работу бухгалтерии (что стало особенно актуальным в последнее время), упростить выполнение функций обеспечения учебного процесса (составление расписания, контроль успеваемости  и учебной нагрузки и т.п.), организовать библиотечное обслуживание.

Уровень проникновения управляющих информационных систем в образование определяется, в первую очередь, "сверху". В связи с тем, что учебные заведения жестко ограничены в возможностях распоряжения финансовыми ресурсами, то внедрение таких систем в школах зависит от инициативы и возможностей местных или региональных властей.

Например, в Москве вопросы информатизации системы образования давно и успешно решаются на уровне руководства города. Еще до старта приоритетного национального проекта "Образование" в столице по инициативе и при поддержке городских властей началась реализация цикла программ "Столичное образование", в рамках которого, помимо всего прочего, удалось решить множество задач по внедрению ИКТ в сферу образования. Как рассказал руководитель Информационно-аналитического центра департамента образования города Москвы Владимир Яблонский, в городе "создана мультисервисная корпоративная сеть, объединяющая все общеобразовательные учреждения, большинство колледжей, вузы, всю систему управления столичным образованием в единое электронное пространство". Кроме того, разработана и внедрена "Интегрированная автоматизированная информационная система управления образованием", в состав которой входят ряд АИС, отвечающие за различные аспекты системы образования. Стоит отметить также программный комплекс образовательного учреждения "Школьный офис", который, по словам Владимира Яблонского, сейчас используют более 1000 столичных и более 300 региональных образовательных учреждений. Набирает силу проект "Карта учащегося" — сейчас выдано более 500 тыс таких карт, а подсистемы проекта "Питание" и "Безопасность", обеспечивающие управление расходами на питание и контроль прохода в школу внедрены в пилотном режиме в 50 столичных школах.

В сентябре 2007 года в Москве была открыта так называемая "Школа будущего", которая вобрала в себя весь положительный опыт столичной системы образования, в том числе и в области информатизации. По словам Владимира Яблонского, "школа отличается не только своими размерами, но и технологиями обучения". Об уровне оснащения ее техникой говорит тот факт, что каждый ученик школы обеспечен ноутбуком. Несмотря на то, что строительство такой "Школы будущего" — удовольствие не из дешевых, в ближайшее время столичные власти собираются развивать это направление.

Кабинет биологии

Оснащение кабинета биологии в "Школе будущего". Мониторы и клавиатуры на рабочих местах надежно защищены от агрессивной среды

Похожий проект на базе средней школы №2 города Лихославля Тверской области реализуется Министерство образования и науки России. Там будет создана так называемая "Школа информатизации". Проект предусматривает создание сайта школы, организацию внутренней интранет-сети, почтовых ящиков для всех учащихся и учителей. Сообщается, что проект рассчитан на три года. На его реализацию Минобрнауки выделит 150 млн рублей.

Можно констатировать, что процесс компьютеризации школ в рамках национального проекта "Образование" перешел на качественно другой уровень. Сегодня его надо рассматривать, в первую очередь, с точки зрения повышения качества образования и оптимизации процессов управления. За последние годы в этой области сделано очень многое. Одной из задач национального проекта "Образование" является анализ накопленного опыта, тиражирование его в типовые решения и проецирование их на всю систему российского образования.

Леонид Кузьмин / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS