[an error occurred while processing this directive]

Вячеслав Ширяев: Говорить о конкурентном рынке дистанционного обучения в России ещё рано

Вячеслав ШиряевБурное технологическое развитие и появление современных информационных решений является стимулом для изменения традиционных методов обучения. На смену дневным, вечерним и заочным отделениям ВУЗов приходят технологии дистанционного и распределенного обучения. О развитии этих направлений за рубежом и их перспективах в России в интервью CNews рассказал Вячеслав Ширяев, старший научный сотрудник компании «СТЭЛ - Компьютерные Системы».

CNews: Широко распространенные за рубежом системы дистанционного обучения на российском рынке представлены не так широко. С чем, по вашему мнению, связано такое положение вещей? В чем вы видите основные проблемы внедрения новых технологий образования в России?

Вячеслав Ширяев: Зарубежные системы электронного обучения в 2002-2003 г.г. прошли этап «дистанционного обучения» (ДО) и перешли к «распределённому обучению» с интегрированными решениям в области поддержки открытого образования. Для более ясного представления, о чём идёт речь, дадим этому термину следующее толкование. Распределённое обучение — это гибкая технология, сочетающая очное и заочное преподавание и обучение посредством формирования интегрированной среды обучения: виртуальных и компьютерных классов, индивидуального самообучения на рабочих местах. При этом опосредованное взаимодействие обучающихся и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и синхронизма во времени. Эффективность этой технологии основывается на использовании инновационных информационных и телекоммуникационных технологий.

Новые платформенные системы распределённого обучения для продуктивного использования требуют наличия:

  • развитой сетевой архитектуры;
  • системы управления обучением и системы управления учебным контентом, соответствующих международному стандарту SCORM;
  • комплектов для авторской разработки модуля контента в прикладных областях знаний;
  • развитых электронных библиотек модулей интерактивного обучения и адаптивного тестирования, выполненных в соответствии со стандартом SCORM;
  • средств защиты сетевого трафика и информационных ресурсов.

Таким образом, для освоения зарубежных систем поддержки открытого образования необходимо приобретение дорогостоящего сетевого и коммуникационного оборудования, собственно систем управления обучением и контентом, средств защиты информационных ресурсов. Для его установки и подготовки пользователей необходимо привлечь не просто специалистов со знанием иностранного языка, но и имеющих высокую квалификацию в области информационных технологий.

Существует другой путь — оплатить дополнительные услуги по локализации ПО и инструкций пользователям. Как правило, крупные поставщики интерактивных учебных материалов, например, такие как SkillSoft или их представитель на российском рынке компания «Новый Диск», предоставляют профессионально выполненный учебный контент, в основном, на английском языке в режиме «проигрывателя» курса обучения. Такой подход требует дополнительной оплаты предоставляемого контента и сужает творческие возможности педагогического состава. Внедрение технологии и локализация курсов займут от 2,5 до 3,5 лет. За этот период рассматриваемая система и учебные материалы морально устареют и  потребуют новых инвестиций. В целом, такие затраты на российском рынке по силам лишь крупным потребителям обучающих систем.

Надо принимать во внимание и разницу между европейской и национальной школами подготовки специалистов со средним и высшим образованием. Несмотря на наметившуюся интерграцию российской системы образования в Болонский процесс формирования единого пространства европейского высшего образования, мы находимся в самом начале пути согласования понятийного аппарата, используемой терминологии и разработки законодательства. После введения трех уровней высшего образования с одинаковыми названиями и сходными сроками обучения, пока весьма сложно ясно сформулировать, какой специалист соответствует образовательному цензу бакалавра, магистра или доктора.

Кроме того, самому потенциальному потребителю для ориентации на рынке дистанционных и распределённых систем обучения необходимы периодические электронные издания или научные журналы в подписной форме, со статьями, дающими аналитические обзоры, способные ориентировать российского заказчика в области импортных и отечественных систем поддержки открытого образования, а также опыта их применения. Сегодняшняя периодика на русском языке, которая насчитывает не более полутора десятка наименований,  даёт очень мало таких исследований.

Необходимо учитывать и такой фактор, как существование потребителей в лице государственных структур, например силовых, которые принципиально ориентируются на сугубо национальные информационные системы, а именно они во многом в дальнейшем будут определять политику и законодательство в области систем дистанционного, а в дальнейшем и распределённого обучения.

Другой проблемой внедрения новых технологий образования в России является слабая пропаганда эффективности систем поддержки открытого образования среди преподавательского состава. Скептичное отношение преподавателей обусловлено не только с опасениями утраты авторского права в связи с несовершенством законодательства в этой области. Не меньшее беспокойство вызывает и неадекватность оплаты работ  по разработке и предоставлению учебного контента, а также боязнь сокращения числа рабочих мест в традиционных учебных заведениях.

CNews: Как вы оцениваете качество образования, полученного путем дистанционного обучения? Существуют ли, на ваш взгляд, ограничения по специальностям, которые можно получать удаленно?

Вячеслав Ширяев: Для качества образования, полученного путём дистанционного обучения, на сегодняшний момент не существует строгих критериев оценки и параметров для сравнения с классическими формам обучения (очное и заочное). Но, по своей  сути, принципы ДО весьма близки к заочной форме обучения.

Представляется, что на сегодняшний момент слабое внимание отечественных разработчиков ПО к системам моделирования или комплектам инструментария для моделирования процессов в области точных наук и технических специальностей (физика, химия, связь, энергетика и др.)  сдерживают уровень подготовки обучаемых по отношению к гуманитарным дисциплинам. Однако можно утверждать, что с развитием технологий моделирования в области образовательных процессов и правового регулирования в области обучения с привлечением  средств, создающих интегрированную среду распределённого обучения, такие негативные факторы будут преодолены.

CNews: Каков, по вашим оценкам, объем российского рынка дистанционного обучения на настоящий момент? Как вы оцениваете перспективы роста этого рынка на ближайшие 3 года?

Вячеслав Ширяев: Объем финансирования различных государственных программ, связанных с разработкой информационных учебных ресурсов и систем, в 2007 году составляет не менее $350 млн. Реализуются  масштабные проекты подключения российских школ к сети Интернет и создания национальных электронных библиотек образовательных ресурсов. В силовых ведомствах начался процесс привлечения дистанционных форм подготовки личного состава, обозначилась заинтересованность учебных учреждений государств ближнего зарубежья к российским системам ДО.

В частном секторе объем рынка средств дистанционного обучения  оценить трудно в связи с тем, что он находится в стадии формирования. По приблизительным оценкам, объем корпоративного рынка в текущем году  может составлять прядка $55 млн. Расширяются частные услуги по предоставлению ресурсов контента либо дистанционно, либо на машинных носителях. Учебные программы и курсы обучения из классической формы персоналом компаний переводятся в мультимедийную форму самостоятельно или закупаются в готовом виде у крупных дистрибъютеров.

Можно прогнозировать, что в ближайшие три года темпы роста обозначенных секторов сохранятся на высоком уровне и составят от 1,5  до 1,8 раза ежегодно.

CNews: Какие основные модели дистанционного обучения существуют в настоящее время на рынке? Каковы их слабые и сильные стороны? Какие модели наиболее востребованы и почему?

Вячеслав Ширяев: Если говорить о модели ДО в классическом понимании, то универсальная модель процесса обучения остаётся неизменной и ориентированной на международную восьми-ролевую систему моделирования, на которую также ориентирован продукт поддержки открытого образования — STELLUS нашей компании. Если же говорить об архитектуре наиболее комплексных систем поддержки распределённого обучения, то в настоящее время, как уже отмечалось выше, наиболее развитыми услугами по обеспечению учебного процесса обладают платформенные решения. Их сильными сторонами являются гибкость в администрировании учебного процесса, универсальность и совместимость средств разработки и распределения контента, а также совершенство прикладных средств разработки модулей обучения. Именно такой нам видится разрабатываемая система STELLUS новой версии.

Положительным качеством нашей системы поддержки открытого образования в сегодняшнем виде мы считаем и то, что она является продуктом национальной разработки и поддерживает функциональность в соответствии с Федеральным законом «Об образовании». К сильным качествам нашего продукта можно отнести и совместимость с системами видеоконференцсвязи. Кроме того, каждый проект сопровождается набором сервисов, предоставляемых компетентными специалистами компании «СТЭЛ – Компьютерные Системы», что позволяет оперативно решать возникшие проблемы и ускоренными темпами формировать коллективы квалифицированных пользователей со стороны заказчиков.

CNews: Ваша компания предоставляет широкий спектр услуг по созданию сетей видеоконференцсвязи. Насколько широко востребованы ваши решения?

Вячеслав Ширяев: Компания «СТЭЛ - Компьютерные системы» выполняет большое число проектов по построению систем видеоконференцсвязи (ВКС) как регионального, так и общероссийского уровней. В рамках программы Государственная автоматизированная система «Правосудие» продолжается оснащение судов общей юрисдикции регионального уровня системами ВКС. На федеральном уровне, под патронажем Верховного Суда Российской Федерации, проводится объединение региональных сегментов в федеральную сеть ВКС судебной системы России. Наша компания  ведёт ряд проектов по созданию защищённых сетей ВКС для силовых структур. В качестве примера можно назвать сеть ВКС ВМФ России. В составе систем телемедицины ВКС-оборудование широко поставляется для внедрения проектов оснащения медицинских центров, больниц и госпиталей федерального и регионального уровней.

CNews: Можно ли говорить о рынке дистанционного обучения в России как о конкурентом? С чем связано такое положение дел? Как вы оцениваете место вашей компании на российском рынке дистанционного обучения?

Вячеслав Ширяев: Нашим специалистам представляется, что говорить о конкурентном рынке ДО в Российской Федерации ещё рано. Это связано не только с тем, что сетевые технологии развиты в основном в крупных городах и, в частности, мы находимся только на этапе формирования и развёртывания сетей видеоконференцсвязи, тарифы по услугам которых доступны далеко не всем потенциальным потребителям.

В ближайшие годы на рынке технологий электронного обучения отразится смена поколений преподавательского состава. В школы и ВУЗы придут учителя и преподаватели с органичным пониманием возможностей информационных технологий, более искусные в программировании и обладающие высокой квалификацией в качестве пользователей персональных компьютеров и сетевых услуг, что станет благоприятным фактором развития интегрированных форм распределённого обучения.

Одновременно, будет нарастать конкуренция в предоставлении готового контента для преподавания в различных областях знаний и отраслях экономики. Не хотелось бы, чтобы в условиях ускорения внедрения электронных систем образования, Россия утратила возможность создания национальной школы разработки мультимедийных программ обучения. В современных условиях в нашей стране ещё слишком мало профессионалов, способных объединить в себе одновременно качества программиста, опытного педагога и дизайнера при создании учебных материалов или сложившихся творческих коллективов, способных в соответствии с международными стандартами создавать востребованный учебный контент, отвечающий нормативным требованиям законодательства в области российского образования.

Компания «СТЭЛ – Компьютерные Системы» имеет устойчивые позиции в реализации крупных проектов дистанционного обучения в интересах государственных и силовых структур. Увеличивается число проектов по предоставлению информационных технологий ВУЗам Москвы и других городов России. В  ближайшей перспективе хотелось бы получить такие же устойчивые позиции в отношении коммерческого сектора и, в частности, организаций крупного и среднего бизнеса в области телекоммуникаций.

CNews: Кто является основным потребителем систем дистанционного обучения (государственные ведомства, крупный бизнес, средний и малый бизнес, учебные заведения и т.п.) в настоящее время? Как, по вашему мнению, может измениться профиль потребителя в ближайшие 3 года?

Вячеслав Ширяев: Если сегодня системы ДО в основном по средствам государственным ведомствам и  крупному бизнесу, то в ближайшие три года есть основания надеяться, что системы ДО станут доступны большинству высших образовательных учреждений, среднему бизнесу и малым предприятиям в области информационных технологий.

CNews: Расскажите о наиболее значимом для вашей компании проекте по организации дистанционного обучения. С какими сложностями приходится сталкиваться специалистам компании? Как вы оцениваете эффективность реализованного проекта?

Вячеслав Ширяев: К наиболее значимым из реализованных компанией «СТЭЛ - Компьютерные системы» проектов ДО можно причислить  проект создания системы тестирования студентов Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ) в режиме «онлайн». Проект стартовал в первом семестре 2005-2006 учебного года и сейчас система тестирования охватывает 100% изучаемых дисциплин и 100% обучаемых по всем формам: очная, заочная и краткосрочные курсы.

Специалисты компании, совместно с персоналом ВЗФЭИ, успешно решили организационные и технические проблемы, возникавшие в ходе развертывания системы. Больше того, в ходе выполнения работ по этому проекту в компании «СТЭЛ - Компьютерные системы» были созданы два элемента оргструктуры — «служба поддержки и сопровождения» и «центр компетенции». Эти подразделения стали использоваться в последующих проектах. Они позволяют оперативно решать вопросы, как на предпроектной фазе, так и в фазе штатной эксплуатации системы, оказывая необходимую организационную, методическую и техническую помощь заказчику.

Эффективность реализованного проекта следует оценивать как с точки зрения компании, так и со стороны заказчика. Специалисты компании «СТЭЛ - Компьютерные системы» в ходе упомянутого проекта приобрели необходимый комплексный опыт, использование которого привело к успешному участию в тендерном проекте создания системы ДО в интересах МВД РФ. ВЗФЭИ получил продуктивную систему тестирования (методики, обученный технический персонал, преподаватели, учебные ресурсы), включив ее приказом ректора в состав систем автоматизации учебного процесса. В ходе работ была показана эффективность применения стандартов. Большинство учебных материалов тестирования имелось у заказчика в стандартном формате, что и позволило без особых трудностей перенести их  в среду системы с ядром комплекса программных средств STELLUS. На сегодняшний момент состав аппаратных средств, используемых в системе тестирования в ВЗФЭИ, удвоен, поскольку система прошла запланированный ранее этап масштабирования. Преподаватели, методисты и, что самое важное, студенты, положительно оценивают наличие системы в составе средств обучения данного института.

CNews: В связи с подготовкой Олимпиады — 2014 в Сочи остро встает проблема массового обучения огромного числа специалистов различных специальностей. Как вы видите использование дистанционных программ для решения этой проблемы?

Вячеслав Ширяев: Заблаговременное решение задачи создания развитой сетевой архитектуры в городе Сочи и Краснодарском крае в целом, под которой надо понимать не только сеть Интернет, но и региональные корпоративные сети и частные локальные сети, обеспечило бы успешное применение систем распределённого обучения. Нет сомнений в том, что эти системы могли бы внести ощутимый вклад в подготовку специалистов в таких областях как: организация туризма и спорта, безопасность и борьба с терроризмом, коммуникационные системы, таможенные службы, административное управление,  логистика, медицина, обучение иностранным языкам и обучение русскому языку, торговая индустрия, бизнес-консалтинг и многие другие. В этих процессах компания «СТЭЛ – Компьютерные Системы», несомненно, хотела бы быть непосредственным участником.

CNews: Как вы видите перспективы развития дистанционного обучения в России? Каковы, на ваш взгляд, условия эффективного использования таких систем?

Вячеслав Ширяев: Прогнозными направлениями развития обучающих технологий, по мнению специалистов нашей компании, на ближайшую перспективу являются:

  • учёт в системах управления обучением интегрированных решений не только по обучению, но и подготовке и переподготовке кадров для исполнения служебных обязанностей в компаниях и корпорациях;
  • возрастающее использование в системах управления обучением систем моделирования в профилирующих предметных областях;
  • повышенное внимание к системам управления учебным контентом и профессиональному уровню исполнения модулей учебных материалов;
  • растущая тенденция использования вещательных и видеотелеконференцных систем.

Особую актуальность имеет распределённое обучение для Российской Федерации, в силу её масштабности пространственного географического положения и перспектив создания  научных мегаполисов, которые могли бы оперативно предоставлять свои возможности и достижения в области образовательных программ заинтересованным  заказчикам из любого региона России.

CNews: Каковы основные стратегические направления действий вашей компании в сфере информатизации образования в России на среднесрочную перспективу? Каковы планы вашей компании по дальнейшему расширению участия в реализации приоритетных национальных проектов? Ограничиваются ли они только сферой образования или будут распространяться и на другие отрасли?

Вячеслав Ширяев: Предоставление на коммерческой основе услуг нашей компанией в области информатизации образования в России на базе сетевых технологий может быть реализовано в рамках таких бизнес-моделей, как: разработка и поставка технологий и программно-технических решений для создания систем обучения в режиме «он-лайн»; оснащение современным электронным оборудованием залов и аудиторий; предоставление коммерческих услуг по доступу к курсам обучения, разработанным и сопровождаемым специализированными компаниями и образовательными учреждениями, центрами обучения, ВУЗами; консалтинговые услуги по трансформированию существующих автономных курсов в сетевую среду, подготовке контента курса обучения, а также по развертыванию систем дистанционного обучения. Возможны различные комбинации указанных выше моделей и альянсы компаний, работающих в рамках той или иной бизнес-модели.

Несомненно, что компания «СТЭЛ - Компьютерные Системы» и дальше будет тесно сотрудничать с заинтересованными силовыми ведомствами и государственными и коммерческими организациями по проектам развёртывания и внедрения платформ электронного обучения, как в стационарной, так и мобильной комплектации, развития и совершенствования сетей видеоконференцной связи и оборудования мультимедийных конференц-залов.

В целом пакет предложений компании на рынке услуг информационных технологий уже сегодня выходит далеко за рамки сферы образования. Он включает и проекты по созданию систем телемедицины и  систем для корпоративных центров хранения данных, Web-хостинга, требующих высокой скорости транзакций на основе blade-серверов фирмы NEXCOM.

Наращиваются усилия компании по созданию компьютерных технологий для построения дикторонезависимых систем голосового ввода и вывода русской речи. В перспективных планах компани разработка интегрированного программно-аппаратного комплекса, решающего задачи идентификации дикторов и языка, поиска ключевых слов в реальном масштабе времени при обработке больших массивов информации, а также создание системы текстозависимой идентификации диктора, например для систем контроля доступа.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS