[an error occurred while processing this directive]
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Перспективы российского биллинга

При всем разнообразии факторов, которые влияют и, видимо, продолжат влиять на развитие российского рынка биллинговых решений (консолидация, конвергенция, переход к сетям нового поколения), отечественные поставщики не склонны драматизировать тот, что связан с активизацией в России их иностранных коллег. Западные разработчики, даже со своими готовыми предложениями «все в одном», богатым опытом и возможностями лоббирования своих интересов, вряд ли смогут «подмять под себя» весь рынок, но однозначно сделают его более конкурентным.

Дальнейшее развитие российского рынка биллинговых систем будет, по всей видимости, определяется как рыночными, так и технологическими факторами. Однако полностью отделять их друг от друга и рассматривать обособленно по группам, наверно, нецелесообразно в силу множества прямых и обратных зависимостей между ними. Всего условно можно выделить пять факторов, которые, скорее всего, окажут влияние на будущее биллинга в России.

В первую очередь следует учитывать, что сегодня происходит консолидация бизнеса — особенно заметная в секторе мобильной связи. Активизация процесса поглощения мелких операторов крупными свидетельствует о «взрослении» рынка и происходит обычно по завершении фазы его бурного роста. С технологической точки зрения консолидация требует от биллинговых систем легкой интегрируемости со сторонними решениями. С одной стороны, интеграция разрозненных систем местных операторов является тактическим решением, заменяемым в дальнейшем переходом на общую платформу, принятую в качестве корпоративного стандарта. С другой стороны, требования по интегрируемости остаются в силе и во втором случае, так как не всегда решения «all-in-one» покрывают все потребности оператора и успевают за инновациями рынка мобильных услуг. Кроме того, интеграция  данных необходима для систем поддержки  роуминга и взаиморасчетов между операторами, сильно связанных (а иногда и совмещенных) с биллинговыми.

Второй фактор влияния — рост абонентской базы операторов — накладывает на биллинговые решения жесткие требования масштабируемости. Сейчас ведущие решения этого класса сертифицируют на поддержку не одного, а трех и пяти миллионов абонентов. При этом, указанные масштабы уже не вполне устраивают крупных операторов — у «Мобильных ТелеСистем» в России насчитывается сейчас 40,4 млн абонентов, у «ВымпелКома» — 38,4 млн, а у «Мегафон» — 20,1 млн. В настоящее время биллинговые системы внедряются на уровне региональных отделений с последующим сведением биллинговой информации на уровне национального оператора. Сокращение же числа региональных «биллинговых» систем позволит операторам снизить издержки на их поддержку, обслуживание и сопровождение, а также сократить число обслуживающего персонала.

Третий важный фактор, влияющий на развитие рынка биллинговых решений — рост доли неголосовых услуг в бизнесе операторов. Сейчас сектор VAS (Value Added Services) стремительно растет и, выходя за пределы рынка мобильной связи, распространяется также на рынок фиксированной. Вместе с растущим разнообразием тарифных планов и программ это требует от биллинговых систем дополнительной функциональности и мощности. В частности, значительная доля неголосовых услуг относится к предоплачиваемым (prepaid), что требует обработки данных о состоянии счета абонента, об используемом тарифном плане, о нахождении абонента во внутреннем или международном роуминге и др. — в режиме  реального времени. Однако эти услуги могут оказываться и в режиме postpaid, при этом они должны учитываться биллинговой системой наравне с prepaid-услугами, в единой базе. Можно условно назвать эти требования «требованиями конвергентности первого порядка». Они, в свою очередь, вызывают необходимость обработки очень больших массивов данных в оперативной памяти информационной системы, что требует применения специализированных аппаратных и программных средств, а также средств защиты и дублирования данных, обеспечения надежности их хранения.

Другим важным фактором, продолжающим и усиливающим влияние предыдущего, является переход к сетям следующего поколения (NGN и 3G). Свежий пример — запуск компанией «Сибирьтелеком» сети NGN в Омске. В данном случае биллинговая система должна не только тарифицировать множество предоставляемых неголосовых услуг в режиме prepaid и postpaid, но и поддерживать новые технологии и стандарты связи сетей нового поколения. Соответственно, необходима, как минимум, доработка технологической части биллинговой системы.

Пятым фактором, который во многом будет определять дальнейшее развитие биллинговых решений, является конвергенция услуг проводной и беспроводной связи. В настоящее время крупные игроки телекоммуникационного рынка, такие как «Связьинвест», традиционно предоставляющие услуги проводной связи, начинают предлагать услуги доступа в интернет, IP-телефонии, мобильной и радиосвязи. С точки зрения бизнеса необходим единый учет всех оказываемых клиентам услуг. В то же время, эти услуги разнородны не только по своему виду, но и по технологической платформе, на базе которой они оказываются. В настоящее время для тарификации услуг мобильной телефонии используются одни биллинговые системы, для услуг фиксированной телефонии — другие, для тарификации доступа в интернет — третьи, для тарификации услуг IP-телефонии — четвертые. С сосредоточением всех этих услуг у одного оператора возникает необходимость в комплексном биллинговом решении, полностью обеспечивающем их учет и тарификацию. Эти требования можно отнести к «требованиям конвергентности второго порядка».

Качественные изменения и «рука запада»

Кроме указанных выше пяти факторов, напрямую влияющих на рынок биллинга, есть также и косвенные. Например, практически завершившийся переход вендоров на интегрированные решения. Сейчас на рынке практически нет систем биллинга в чистом виде, все они являются интегральной частью комплексных систем BSS (Base Station System — система базовой станции) и OSS (Operation Support System — система поддержки операций), нередко поставляющихся как единое программно-аппаратное решение. Часто биллинговые системы встраиваются в специализированные CRM-системы, системы взаиморасчетов между операторами, системы поддержки роуминга и т.п. Таким образом, из отдельной системы, как это было на начальном этапе развития рынка, биллинговое решение превращается во встроенный модуль многофункциональной системы поддержки деятельности оператора связи и поставщика сопутствующих услуг.

Также необходимо учитывать, что на отечественном рынке усиливается присутствие крупных западных вендоров. Российский рынок, «повзрослев», стал для них привлекательным, так как сохранил высокие темпы роста, избавившись от значительной части рисков. Зарубежные поставщики предлагают, как правило, более дорогие решения, но обладают большим международным опытом и большой базой внедрений. Они поставляют комплексные решения, начиная от технического обеспечения узлов связи и заканчивая всем набором программного обеспечения, включая CRM-системы. Немаловажно, что иностранные игроки обладают большими финансовыми возможностями и авторитетом, которые используют не только для оперативной деятельности, но и для рекламы и продвижения своих решений.

В то же время, отечественные поставщики биллинговых и BSS/OSS-систем положительно оценивают как свои позиции на внутреннем рынке, так и перспективы своего дальнейшего развития. Согласно полученным CNews комментариям, российские разработчики полагают, что усиление конкуренции (если только их западные коллеги будут действительно конкурировать, а не лоббировать свои интересы «сверху») пойдет только на пользу рынку, придаст ему большую динамичность и поднимет качество предлагаемых решений, их сопровождения и сопутствующих услуг.

Как и во многих других сегментах рынка, известность западных брендов, комплексность предлагаемых под ними продуктов и большая пользовательская база во многом компенсируются высокой ценой решения и недостаточностью опыта внедрения в российских условиях. В то же время, практически у всех крупных российских поставщиков биллинговых решений есть опыт внедрений в ближнем и дальнем зарубежье, их бренды также достаточно известны, а по технологической инновационности их продукты вполне могут конкурировать с западными аналогами. Таким образом, рынок BSS/OSS-систем (включая системы биллинга), по мнению самих отечественных поставщиков, не должен повторить судьбу рынка корпоративных информационных систем, ныне практически полностью контролируемого западными вендорами.

Сергей Середа / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS