Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Тагир Яппаров: Стратегии ведущих игроков смещаются в сторону развития высокомаржинальных сервисов

Тагир ЯппаровИнтервью CNews дал Тагир Яппаров, председатель cовета директоров компании «АйТи».

CNews: Какие события, произошедшие на российском рынке ИТ в 2004 году, вы могли бы назвать ключевыми? Какие тенденции здесь доминировали?

Тагир Яппаров: Непосредственно в ИТ-отрасли в прошедшем году, с моей точки зрения, произошло несколько интересных событий, которые не могли не отразиться на рыночной ситуации. Безусловно, прежде всего, я имею в виду достижение договоренностей о поглощении PeopleSoft корпорацией Oracle. Фактически, эта сделка знаменует собой завершение консолидации крупнейших игроков на рынке делового ПО и образование «большой тройки» производителей управленческих ИТ-систем: SAP AG, Oracle, Microsoft Business Solutions.

Кроме того, я бы отметил смещение акцента в стратегиях ведущих игроков рынка в сторону развития новых высокомаржинальных сервисов. В этой области к знаковым событиям я бы отнес продажу IBM своего бизнеса по производству ПК с целью концентрации на рынке ПО и сервисов.

Если говорить о рыночных тенденциях в мировой ИТ-индустрии, пожалуй, я бы отметил следующие: превалирование бизнеса над технологиями в процессе рыночного развития, укрупнение игроков и конвергенция ИТ- и сопредельных рынков.

Что касается российского ИТ-рынка, в частности, сегмента системной интеграции, на котором мы и работаем, то здесь я бы выделил наступление качественно нового этапа в развитии государственных программ в области ИТ, динамичный рост спроса на услуги аутсорсинга и в целом сервисные услуги, выход на новый этап в развитии корпоративных информационных систем (их тиражирование на различные подразделения холдинговых структур), более четкую отраслевую специализацию предлагаемых решений и услуг.

Еще один важный момент, во многом определяющий будущее нашего рынка, — укрупнение существующих ИТ-компаний, обусловленное, прежде всего, тем, что для клиентов сегодня важным показателем становится то, с кем они работают. В том числе не последнюю роль при выборе партнера играют такие вещи, как имидж компании-поставщика ИТ-услуг и объемы ее бизнеса.

CNews: Какого резонанса вы ожидаете от принятия правительством концепции развития ИТ-отрасли? Смогут ли меры, предусмотренные этой концепцией, действительно стать рычагом, поднимающим отрасль?

Тагир Яппаров: На мой взгляд, работа, которая была проделана, помогла привлечь внимание общества, власти и предпринимателей к проблемам ИТ-бизнеса и тем перспективам, которые ИТ-отрасль способна открыть перед страной. Впервые ИТ-индустрия была названа одной из системообразующих отраслей российской экономики.

Очевидно, что в краткосрочной перспективе можно ожидать решения ряда вопросов, связанных с созданием адекватной законодательной базы, в том числе с единым социальным налогом (ЕСН), а также созданием технопарков. Снижение ставки ЕСН, который в добывающих отраслях не превышает 10% от прибыли, а в ИТ-отрасли может достигать 70%, позволило бы ИТ-компаниям направить изымаемые сегодня из прибыли средства на инвестиции в новые продукты и услуги, в технологическое развитие. А это, в свою очередь, — первый шаг на пути повышения нашей конкурентоспособности на мировом рынке.

В долгосрочной — стратегической — перспективе концепция «обещает» решить такие основополагающие для нашей отрасли вопросы, как подготовка квалифицированных кадров, развитие научной школы, создание благоприятного инвестиционного климата для ИТ-компаний. Безусловно, «быстрого» резонанса от действий в этих направлениях ожидать нельзя. Эти процессы займут даже не годы, а целые десятилетия.

Вместе с тем, на мой взгляд, предусмотренные концепцией меры могут стать лишь одним из рычагов развития ИТ-отрасли. Нельзя рассчитывать только на правительственную программу. Есть ряд задач, которые могут решить только сами участники ИТ-рынка, заказчики, а также общее улучшение экономического климата в нашей стране, промышленный рост и общество в целом.

CNews: Как вы оцениваете перспективы развития в России сети технопарков? Какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы, например, ваше подразделение по разработке ПО вошло в московский технопарк?

Тагир Яппаров: Технопарки хорошо зарекомендовали себя в целом ряде стран, играющих заметную роль на мировом ИТ-рынке: в США, Индии, Израиле, Ирландии. Только на территории Западной Европы сегодня функционирует более 250 ИТ-технопарков. Концентрируя людские, производственные и финансовые ресурсы, предоставляя необходимую инфраструктуру, технопарки служат своего рода точками роста высокотехнологичного производства. Поэтому я не вижу причин, почему бы нам не «перевести» в технопарки те подразделения группы «АйТи», бизнес которых связан с разработкой как наших собственных продуктов, так и заказного программного обеспечения для внутреннего рынка и на экспорт.

Пожалуй, ключевое условие в данном случае — если технопарки будут выполнять свою основную функцию и создаваться как форма организации адресной государственной поддержки развития отечественной ИТ-отрасли. Эта поддержка может быть выражена в создании адекватной нормативно-правовой базы, специального фискального режима (в отношении ЕСН) для компаний-участниц технопарка и предоставлении им экспортно-импортных льгот, содействии в привлечении венчурных инвестиций и так далее. Ну и, безусловно, необходимо наличие соответствующей социальной, коммуникационной и инженерной инфраструктуры.

CNews: Как бы вы оценили темпы роста российского рынка интеграции в контексте динамики мирового рынка ИТ-сервисов?

Тагир Яппаров: В целом, мировая тенденция состоит в том, что рынок ИТ-сервисов растет опережающими темпами, по сравнению с другими сегментами ИТ-рынка. Причем, не только в прошедшем году — эта тенденция сохраняется на протяжении уже нескольких лет. Если говорить о России, то у нас темпы роста рынка ИТ-сервисов определенно будут выше, чем на мировом рынке. Связано это, на мой взгляд, с двумя причинами. Во-первых, в рамках общемировых тенденций потребление сервисов растет быстрее, чем потребление сырья. Во-вторых, рост российского рынка в течение довольно длительного периода обеспечивался преимущественно за счет поставок оборудования и ПО. Сегодня же, когда рынок в значительной степени «насытился» потреблением продуктов и «железа», формируется быстрорастущий спрос на сопутствующие услуги и сервисы.

Если говорить о нашей компании, сервисные направления нашей деятельности уже сегодня показывают существенный рост. В целом же по рынку, рост сегмента ИТ-сервисов я бы оценил в 30–40%, тогда как рынок продуктового потребления — не больше 20–25% в год.

CNews: Как, на ваш взгляд, изменилась в 2004 году структура потребления ИТ-услуг на российском рынке? На какие сервисы наблюдался наибольший спрос?

Тагир Яппаров: На мой взгляд, продолжается процесс постепенного приближения структуры отечественного ИТ-потребления к мировым стандартам. Иными словами, акценты потребления смещаются в сторону различных сервисных услуг, таких, как аутсорсинг. Пока что речь идет об аутсорсинге достаточно простых ИТ-функций, как, например техническая поддержка ИС. Но, тем не менее, сегодня уже можно сказать, что эта услуга перешла из фазы «модной идеи» в фазу реальных проектов. «АйТи», например, за прошедший год заключила целый ряд контрактов в области аутсорсинга поддержки инфраструктуры ИС, а также аутсорсинга проектных групп. Также хотелось бы отметить рост доли сложных комплексных проектов в общем объеме потребления и в целом их укрупнение. В частности, сегодня уже можно сказать, что рынок КИС в нашей стране наконец-то входит в «реальную» фазу развития, когда уже есть примеры успешных внедрений.

В последнее время многие компании активно переходят к централизации управления: стандартизации процессов, централизации систем и т. д. И сегодня в этом процессе многие из них подошли к этапу тиражирования проверенных в центре решений и стандартов на филиалы. Этот процесс характерен для крупных территориально-распределенных компаний и касается не только ИТ-систем, но и корпоративных стандартов, в том числе и в области бизнес-процессов. Если говорить конкретно об ИТ-системах, то простое многократное повторение процесса внедрения системы в нескольких местах оказывается, во-первых, очень дорогим. Во-вторых, простое повторение процесса внедрения системы ведет к постепенной деградации ее в будущем. Ведь какова традиционная модель — консультанты приезжают, настраивают систему, обучают персонал и возвращаются домой. А после этого на местах меняется персонал, теряются навыки, и через некоторое время работоспособность системы падает. Проблема в том, что традиционный подход к созданию решения по поддержке бизнес-процессов не обеспечивает непрерывности поддержки. Поэтому мы, основываясь на своем опыте реализации крупных территориально распределенных проектов, разработали собственное «ноу-хау» в области тиражирования информационных систем. Ключевые его составляющие — диверсифицированный подход к формированию проектных команд и обучению пользователей, ну и, конечно же, активное использование локального ресурса, которые приводят к снижению стоимости таких проектов без потерь качества.

Одним из важнейших, с моей точки зрения, направлений развития отечественного рынка корпоративных ИТ-систем в России на сегодняшний день является его более четкая отраслевая специализация. Подавляющее большинство крупных отечественных предприятий в настоящее время находится на том этапе, когда акценты в использовании ИТ смещаются в сторону решения задач управления производством и автоматизации специфических для конкретной отрасли процессов. Очевидно, что данная тенденция серьезным образом сказывается на требованиях, предъявляемых к поставщикам ИТ-услуг и решений и, по большому счету, формирует совершенно новую рыночную и конкурентную ситуацию. Стремясь соответствовать тем требованиям, которые к ним сегодня предъявляют заказчики, игроки корпоративного ИТ-рынка активно развивают вертикальную экспертизу, создают специализированные решения для конкретных отраслей. С моей точки зрения, этот факт является очевидным признаком «взросления» отечественного ИТ-рынка и означает его переход на новый качественный этап развития.

CNews: Как вы оцениваете угрозу повышения уровня конкуренции со стороны иностранных компаний-интеграторов в ближайшие годы? Рассматривают ли в «АйТи» это как фактор?

Тагир Яппаров: Безусловно, анализируя тактические и стратегические риски, мы учитываем и фактор наличия конкуренции со стороны иностранных компаний. С другой стороны, наиболее серьезные и крупные компании, которые можно отнести к системным интеграторам, присутствуют на российском рынке достаточно давно. Это консалтинговые компании или консалтинговые подразделения крупнейших корпораций, таких, как НР, Siemens, Accenture и прочие, регулярно занимающие первые строчки в рейтинге интеграторов в США. Они активно присутствуют не только в России, но и в странах СНГ, выполняют крупные проекты национального масштаба и для крупных корпоративных заказчиков.

Между тем, наш опыт работы показывает, что в выполняемых ими на территории нашей страны проектах всегда есть место и для российских интеграторов.

Вторая группа «иностранцев» — это производители программного обеспечения, например, SAP AG или IBM. Опять же практически все проекты, реализуемые этими корпорациями в России, ведутся при участии российских партнеров. Мы сами работаем в большом числе проектов, генеральным подрядчиком по которым выступают транснациональные компании-интеграторы. Безусловно, у международных компаний есть своя доля рынка. При этом очевидно, что еще довольно долго они будут использовать ресурсы, экспертизу и помощь российских компаний. Кроме того, ни одна западная компания — равно как и российская — не может объять абсолютно все технологические направления. Соответственно, для российских компаний остается довольно широкий пул клиентов и технологий, по которым западные корпорации российским компаниям не составляют конкуренции.

Что касается выхода на российский рынок западных классических интеграторов, то, на мой взгляд, в ближайшие годы ожидать его не стоит. Скорее всего, освоение этими компаниями российского рынка будет происходить постепенно. Более того, наиболее вероятный при этом сценарий, как мне кажется, — покупка отечественных игроков, либо создание совместных предприятий с российскими системными интеграторами.

CNews: Каковы в целом итоги 2004 года для компании «АйТи»? За счет каких проектов преимущественно увеличивались оборот и прибыль?

Тагир Яппаров: По итогам 2004 г. оборот группы компаний «АйТи» составил порядка $74 млн., что почти на 40% выше показателя 2003 года.

Безусловно, существенный вклад в рост объемов бизнеса компании внесли наши инфраструктурные проекты, в частности, связанные не с поставкой компьютерной техники и оборудования, а с созданием сложных территориально распределенных решений, как то построение распределенных корпоративных сетей с использованием телекоммуникационных решений, систем связи, хранилищ данных и пр.

Еще одно «звездное» направление — услуги в области ИТ-аудита и консалтинга. Особенно хотелось бы отметить аудит и консалтинг по информационной безопасности, в сфере управления персоналом, в том числе консалтинг, связанный с автоматизацией процессов кадрового менеджмента.

Кроме того, в числе лидеров роста прошлого года я бы назвал наши услуги по аутсорсингу технической поддержки и сопровождения информационных систем, а также аутсорсингу проектных команд. Оба этих направления появились в «АйТи» относительно недавно, но уже сегодня показывают неплохую динамику роста. Так, в рамках услуги по аутсорсингу проектных команд, запущенной в начале прошлого года, уже сегодня мы принимаем участие в нескольких проектах тиражирования ERP-систем для крупнейших отечественных холдингов.

Нельзя не отметить и нашу практику в сфере автоматизации предприятий нефтесбыта. В 2004 г. это направление не только показало отличные темпы роста, но и стало одним из самых быстроразвивающихся в компании. В частности, в прошлом году мы приступили к реализации двух очень крупных проектов — для ТНК-Украина и НК «Альянс».

CNews: Есть ли в планах «АйТи» реорганизация в публичную компанию? Сегодня все большее количество компаний заявляют о намерении выхода на IPO…

Тагир Яппаров: Как один из акционеров компании, я считаю, что на сегодняшнем этапе развития рынка IPO сервисной компании, каковой, по сути своей, и является системный интегратор, не даст адекватной оценки нашего бизнеса. И в краткосрочной перспективе мы в основном ориентируемся на привлечение стратегического инвестора. На Западе адекватная оценка системных интеграторов обусловлена, прежде всего, наличием долгосрочных и многомиллионных сервисных контрактов с крупными потребителями ИТ-услуг. В России такой ситуации пока нет, что снижает интерес массового инвестора и негативно влияет на оценку компании на рынке. Хотя нельзя исключить, что через несколько лет ситуация изменится и выход на IPO будет более предпочтительным вариантом привлечения инвестиций в компанию «АйТи».

CNews: Какие задачи стоят перед компанией на 2005 год? Каковы целевые ориентиры по росту выручки?

Тагир Яппаров: Планы наши достаточно амбициозны: рост быстрее рынка и в целом увеличение доли компании на рынке. В цифровом выражении, мы рассчитываем, что в 2005 г. оборот компании увеличится не менее чем на 30%.

Что касается других задач, то наши планы по развитию бизнеса включают в себя увеличение доли услуг в обороте компании. Прежде всего, за счет дальнейшего развития направления аутсорсинга и развития новых консалтинговых услуг. В частности, консалтинга в области CRM, на который со второй половины прошедшего года ощущается растущий платежеспособный спрос со стороны заказчиков. Также, в планах дальнейшее развитие технологических экспертиз по решениям наших стратегических вендоров, в числе которых Microsoft, Oracle, SAP AG и многие другие.

Если говорить о региональном развитии компании, то за прошедшие несколько лет «костяк» филиальной сети мы сформировали. Таким образом, в дальнейшем мы планируем качественное, а не количественное ее развитие, иными словами, первоочередная задача на ближайшие годы — повышение эффективности регионального бизнеса, создание мощных экспертных ресурсов в регионах, развитие сервисного направления в регионах. То же самое касается нашего присутствия в странах СНГ — прежде всего, в Украине и Казахстане.

Ключевая же задача для всей группы компаний — повышение эффективности бизнеса и постоянное развитие технологической и отраслевой экспертиз компании.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS