Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

ИТ-консультанты - за что им платят?

ИТ-консультанты - за что им платят?Уровень автоматизации российского бизнеса в масштабе страны пожно определить как пустотный. Этот факт позволяет компаниям-консультантам устанавливать цены на свои услуги на более высоком уровне нежели готов платить средний отечественный заказчик.

Букет

Набор услуг, которые предоставляют компании, оказывающие услуги консалтинга в сфере ИТ, чаще всего, весьма обширен. Между тем, массовый спрос находят только несколько основных сервисов. Каждый тип услуг в исследовании CNews Analytics получил четкое определение.

Под анализом соответствия информационной инфраструктуры (ИИ) бизнес-процессам компании подразумевается анализ оргструктуры компании-заказчика, иерархии подразделений, внутреннего документооборота, учетной политики, соответствия модулей используемой информационной системы реальным потребностям подразделений. Результатом такого анализа является набор выводов о том, отвечает ли потребностям данного бизнеса оргструктура компании, возможно ли улучшение системы мотивации и ответственности сотрудников подразделений, а также соответствует ли информационная система потребностям компании в целом, потребностям подразделений и рискам, возникающим в данном бизнесе. ИТ-аудитор на основе такого анализа может исполнять функции ИТ-консультанта и порекомендовать менеджерам компании отказаться от используемой системы и начать подготовку к внедрению новой.

Под разработкой ИТ-концепции понимается согласование бизнес-целей компании, возможных рисков, учетной политики и потребностей в информационном обеспечении. Речь идет прежде всего о том, насколько оперативно отдел управленческого учета может формировать необходимые для руководства отчеты или насколько оперативно отдел продаж может видеть складские остатки или насколько удобно бухгалтерии формировать консолидированную отчетность и т.д. Также в ИТ-концепцию должны быть включены требования информационной безопасности и скорости доступа к базам данным, замыкание всех перечисленных аспектов в единый информационный контур компании и подбор соответствующей современной информационной системы. Разработка ИТ-концепции — это второй этап после проведения анализа соответствия ИИ, в случае, если это необходимо исходя из отчета аудиторов.

Подготовка технического задания на внедрение оптимальной информационной системы — это услуга, представляющая собой третий технический этап после формирования ИТ-концепции, в случае, если руководством заказчика принято решение о внедрении новой системы. Эта услуга может также предоставляться самостоятельно, в случае если два предыдущих этапа выполнены внутренними ИТ-отделами заказчика.

Внедрение информационной системы — сложная комплексная услуга, предполагающая практическую реализацию конкретного технического решения по созданию/оптимизации информационной инфраструктуры предприятия. Как правило, включает в себя перечисленные выше три этапа и рассчитана на несколько лет

Техническая поддержка информационной системы (ИС) — дальнейшее обслуживание и обновление модулей ИС после завершения процедуры внедрения.

Несправедливая цена

Полученные CNews Analytics данные, говорят о том, что системная интеграция была в 2003 и остается в 2004 году основным и наиболее быстрорастущим (по стоимости и оборотам) продуктом на рынке ИТ-аудита и консалтинга.

Динамика средних цен на проекты ИТ-консалтинга, 2003 и 2004 гг.

Динамика средних цен на проекты ИТ-консалтинга, 2003 и 2004 гг.

Источник: CNews Analytics

Следует отметить, что стоимость на вроде бы одни и те же услуги сильно варьируется в зависимости от целого набора параметров, определяющих сложность ИТ-проекта. Среди них можно выделить два наиболее значимых: размер предприятия (малое, среднее, крупное) и содержание работ (например, внедрение отдельных модулей информационной системы или создание информационной инфраструктуры предприятия «с нуля»). Так, внедрение отдельных модулей информационной системы на малом предприятии может стоить от $1 тыс. до $15 тыс., а пакет услуг по информатизации крупного промышленного предприятия — миллионы долларов. Таким образом, стоимость услуг не является величиной постоянной и зависит от сложности проекта.

Различие в стоимости определяется не только содержанием работ в рамках каждой из услуг, но и тем, что разные услуги выполняются за разное время. Например, если заказчик просит ИТ-консультанта провести анализ соответствия используемой информационной системы бизнес-процессам, то это займет несколько месяцев или даже год. Следовательно, сумма на диаграмме — это сумма за работу, продолжительностью от нескольких месяцев до года. Если же заказчик хочет внедрить крупную информационную систему, то это работа на несколько лет.

Сложность проекта Ориентировочная стоимость, тыс. $
1 Внедрение отдельных недорогих модулей систем российского производства под нужды отдельных отделов (бухгалтерия, бэк-офис) малых и средних предприятий 1 — 15
2 Анализ и оптимизация информационной инфраструктуры средних и крупных предприятий 100 — 500
3 ИТ-проект на крупном предприятии, включая внедрение современных информационных систем известных мировых производителей ПО. 1500 — 150 000

Источник: CNews Analytics

Этот результат вполне согласуется с предыдущими, и лишь подтверждает тот факт, что рынок входит в фазу бурного роста заказов на внедрение информационных систем. Сильный ценовой рост, притом, что средние региональные предприятия как будет видно ниже все же не готовы заплатить такую высокую цену, говорит о наличии на рынке крупных заказчиков, остро нуждающихся в автоматизации.

Так или иначе, но сопоставление бюджетов на ИТ-аудит у заказчиков и стоимости услуг по внедрению информационных систем говорит о том, что стоимость услуг растет быстрее, чем платежеспособный спрос. Спустя некоторое время это обстоятельство может стать фактором замедления темпов роста данного рынка.

Результаты исследования CNA показали, что доля доходов консультантов от услуг по анализу соответствия бизнес-процессов информационной системе в 2004 году сокращается на 8% по сравнению с 2003 годом. Зато на 11% выросла доля услуг по разработке ИТ-концепции. Это значит, что меньше стали заказывать отдельно услугу анализа соответствия, а больше комплексную услугу — разработку ИТ-концепции. Это наблюдение подтверждает предыдущие выводы о том, что все больше предприятий готовятся к переходу на современные информационные системы, и поэтому заказывать отдельно какие-то услуги для них не имеет смысла.

Структура доходов от услуг IT-аудита и консалтинга

Структура доходов от услуг IT-аудита и консалтинга

Однако из сравнения результатов 2003 и 2004 годов видно также и то, что на 2% снизилась доля комплексной услуги внедрения. Этот результат объясняется тем, что на рынке все же имеется некий процент заказчиков, которые временно отложили принятие окончательного политического решения о переходе на новую систему или, возможно, не выбрали конкретную фирму-интегратора и пока хотят сформировать информационную концепцию своей компании. Опрос CNews Analytics показал, что рост востребованности этой промежуточной услуги налицо. Вполне возможно, что если заказчик, сформировав ИТ-концепцию, впоследствии заключает контракт с фирмой-консультантов на внедрение, то либо сумма оказанной услуги (формирование ИТ-концепции) входит в стоимость внедрения, либо на стоимость внедрения консультант предоставит значительные скидки.

Владимир Карачаровский и Сергей Агабеков / CNews Analytics

Вакиль Галиулин: В ближайшем будущем цены на ИТ-услуги стабилизируются

Вакиль ГалиулинНа вопросы CNews.ru отвечает Вакиль Галиулин, заместитель генерального директора компании Стерлинг Групп.

CNews.ru: Как бы вы оценили актуальное состояние развития российского рынка ИТ-консалтинга? Какие ключевые тенденции определяют его развитие?

Вакиль Галиулин: Российский рынок ИТ-консалтинга демонстрирует устойчивое состояние. Темпы его роста не столь высоки, как несколько лет назад. Главные изменения происходят в целевых сегментах проектов. Это и есть ключевая тенденция нынешнего этапа развития российского рынка ИТ-консалтинга — изменение основных сегментов потребителей услуг консультирования. Место крупных предприятий, которые уже внедрили крупные системы уровня предприятия, занимают небольшие компании и организации.

Существенная характеристика сегодняшнего этапа — заметное увеличение количества зарубежных компаний, выходящих на российский рынок. Эти компании стремятся активно работать на нашем рынке и, при этом, используют для управления те системы, которые уже давно у них работают. То есть ими перед ИТ-консультантами ставится не задача обоснования выбора системы управления и ее внедрения, а задача донастройки (локализации) системы с учетом российской специфики, например, бухгалтерского, налогового учета. Такие проекты делаются совместной командой западных и российских консультантов. Это накладывает дополнительные требования к знаниям российских ИТ-консультантам в части владения языком, владения западными методиками внедрения и, вообще, понимания западной бизнес-логики.

CNews.ru: По данным ряда аналитических исследований, за последние годы стоимость услуг ИТ-консультантов увеличилась. Между тем платежеспособный спрос на данные услуги растет пока медленнее, особенно в регионах. Следует ли в этой связи ожидать сокращения темпов роста цен?

Вакиль Галиулин: Думаю, что ближайшее будущее — это не замедление темпов роста цен, а их стабилизация, что, впрочем, мы уже наблюдаем, в том числе, и в регионах.


Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS