|
|
Информатизация образования в России: промежуточные итогиСодержание: Информатизация образования: факторы влияния Глобальная задача информатизации, стоящая сейчас перед российским государством, реализуется с разным успехом в различных отраслях отечественной Постоянное пополнение объема знаний в области информационных технологий становятся необходимым фактором адекватности сложившимся условиям жизни и бизнес-деятельности. Источник получения подобных знаний — система образования — сама по себе нуждается в информатизации, чтобы со своей стороны соответствовать сложившимся реалиям. Под информатизацией образования подразумевается процесс, обеспечивающий интенсификацию процессов обучения, за счет совершенствования форм и методов организации учебного процесса. Также сюда входит автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления и ведения делопроизводства в учебных заведениях и на предприятиях. По сути информатизация представляет один из основных путей модернизации системы образования. Как процесс она требует решения ряда последовательных задач в области технического оснащения, разработки новых технологий обучения — т.е. новых дидактических моделей, методов проектирования образовательных программ на основе компьютерных технологий. Кроме того, необходимо учитывать соответствующую подготовку кадров — обученных работе в новых технологических условиях. Основные направления формирования перспективной системы образования сегодня:
Информатизация образования в России постепенно реализовывается — и уже созданы предпосылки для построения открытой образовательной системы. Подобная система позволяет каждому человеку выбрать свою собственную траекторию обучения, а также вносит коренные изменения в технологии получения новых знаний. Внедрение ИТ, с их дидактическим свойством индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности (за счет программируемости и динамической адаптированности курсов) повышает эффективность организации обучения. Все большее внимание начинает уделяться содержательным проблемам, т.е. изменению целевой ориентации и содержания самого образовательного процесса. Система образования должна формировать новую информационную культуру — и новое, информационное мировоззрение, основанное на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в современном обществе. В составе содержательного направления информатизации образования сейчас выделяют следующие наиболее важные задачи:
Информатизация образования: факторы влияния Процесс информатизации отдельного сектора экономики, как явление комплексное, неразрывно связано с информатизацией всего общества в целом. На него воздействуют две группы факторов, внешних и внутренних:
Опыт российских регионов и городов, успешно внедряющих ИТ — в том числе и в сфере образования, показывает необходимость предварительной информатизации всех органов управления. Эффективность здесь во многом зависит от решения кадрового вопроса. Как показывает практика, трудности в работе с новым оборудованием или факты выявления неполной отдачи в его использовании в значительной степени связаны с неумением соответствующим образом организовать учебный процесс. В целом же применение информационных технологий в обучении дает два позитивных следствия: во-первых, позволяет интегрировать различные области знаний, и, во-вторых, совершенствовать методическую систему. В контексте реализации программ по информатизации основными задачами российских учебных заведений сейчас становятся следующие:
Для повышения эффективности этого процесса необходимо обеспечить проведение единой государственной политики в области информатизации. Первоочередной задачей здесь должно стать обеспечение органов управления образованием объективной информацией для подготовки и принятия решений. Необходимо обеспечить более эффективное использование бюджетных средств, а также дополнительное привлечение инвестиций различных уровней. Определяющая роль также должна принадлежать развитию дистанционного образования. Некоторые вузы — например, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и Современный гуманитарный институт — претендуют на то, чтобы в скором времени полностью реализовывать программы высшего образования дистанционным способом. Однако при отведении более 70% учебного времени на дистанционное образование, возникают особые требования к материальной базе учебного заведения, к подготовке учебно-методических материалов, к организации текущего контроля, к квалификации преподавателей — а следовательно, требуются дополнительные инвестиции в инфраструктуру. «Электронная Россия»: путь длиной в 9 лет Информатизации образования неплохо вписывается и в программные контуры «Электронной России» — за 9 лет, на которые она рассчитана, планируется предпринять меры по информатизации всех областей деятельности, в том числе и образовательной. Так, в ее рамках предполагается разработка программ повышения уровня компьютерной грамотности россиян, подключение до 2005 года к интернету всех российских вузов и больше половины школ, создание электронных библиотек и т.д. Ожидается, что к ближайший год будет увеличен Госзаказ на дистанционное образование, а доля открытых форм обучения возрастет до 20-30%. Сегодня каждое профессиональное учебное заведение уже практически обязано опубликовать в интернете свои учебные программы. Правительством пока запланированы расходы федерального бюджета на:
В начале этого года Минобразования было объявлено шесть конкурсов на поставку услуг в области информатизации. В частности, был объявлен конкурс на развитие и обслуживание системы удаленного доступа школ России к информационным ресурсам. По итогам этого конкурса будет осуществлена закупка абонентских спутниковых приемных станций (АСПС), установка и ввод их в эксплуатацию, с последующим обслуживанием. Предельный общий объем финансирования в период 2004-2005 гг. составит 250 млн. рублей. Также объявлен конкурс на разработку корпоративного портала управления сферой образования. Планируемый объем финансирования в 2004 г. составляет 8 млн. рублей, в 2005 г. — 7,5 млн. рублей. 25 млн. рублей будут выделены на финансирование автоматизированной системы информационного сопровождения приема в высшие и средние специальные учебные заведения. 35 млн. рублей — на обеспечение региональной связности отраслевой телекоммуникационной сети сферы образования. Вообще в Министерстве образования и науки России отмечают положительную динамику финансирования Второе место по объему затрат занимает развитие Текущая образовательная политика России учитывает общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе отечественного образования. Как подчеркивается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.», принятой Правительством РФ еще в декабре 2001 г., ввиду расширения масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. А значит, необходима информатизация образования и оптимизация методов обучения, а также радикальное улучшение материально-технической базы учебных заведений. Наталья Попова / CNews |