SpyLOG

 
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

Информатизация образования в России: промежуточные итоги

Информатизация образования в России: промежуточные итогиСодержание:

Информатизация образования: факторы влияния
«Электронная Россия»: путь длиной в 9 лет

Глобальная задача информатизации, стоящая сейчас перед российским государством, реализуется с разным успехом в различных отраслях отечественной социально-экономической жизни. Одним из векторов здесь становится попытка создания в стране единого информационно-образовательного пространства. В рамках процесса модернизации российской системы образования в последние годы принимаются меры по улучшению материально-технической базы учебных заведений, оптимизации методов обучения, а также повышению профессионального уровня преподавательского состава.

Постоянное пополнение объема знаний в области информационных технологий становятся необходимым фактором адекватности сложившимся условиям жизни и бизнес-деятельности. Источник получения подобных знаний — система образования — сама по себе нуждается в информатизации, чтобы со своей стороны соответствовать сложившимся реалиям. Под информатизацией образования подразумевается процесс, обеспечивающий интенсификацию процессов обучения, за счет совершенствования форм и методов организации учебного процесса. Также сюда входит автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления и ведения делопроизводства в учебных заведениях и на предприятиях.

По сути информатизация представляет один из основных путей модернизации системы образования. Как процесс она требует решения ряда последовательных задач в области технического оснащения, разработки новых технологий обучения — т.е. новых дидактических моделей, методов проектирования образовательных программ на основе компьютерных технологий. Кроме того, необходимо учитывать соответствующую подготовку кадров — обученных работе в новых технологических условиях.

Основные направления формирования перспективной системы образования сегодня:

  • фундаментализация образования на всех его уровнях, более широкое развитие системы высшей школы, основу которой должны составлять крупные университеты;
  • концепция опережающего образования, ориентированного на новые условия мирового информационного сообщества;
  • внедрение методов инновационного и развивающегося образования, ориентированного на раскрытие творческого потенциала личности;
  • -
  • повышение доступности качественного образования для широких слоев населения путем развития систем дистанционного обучения на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Информатизация образования в России постепенно реализовывается — и уже созданы предпосылки для построения открытой образовательной системы. Подобная система позволяет каждому человеку выбрать свою собственную траекторию обучения, а также вносит коренные изменения в технологии получения новых знаний. Внедрение ИТ, с их дидактическим свойством индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности (за счет программируемости и динамической адаптированности курсов) повышает эффективность организации обучения.

Все большее внимание начинает уделяться содержательным проблемам, т.е. изменению целевой ориентации и содержания самого образовательного процесса. Система образования должна формировать новую информационную культуру — и новое, информационное мировоззрение, основанное на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в современном обществе.

В составе содержательного направления информатизации образования сейчас выделяют следующие наиболее важные задачи:

  • формирование в обществе новой информационной культуры;
  • подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной сфере общества, владеющих новыми информационными технологиями;
  • фундаментализация образования за счет большей информационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики.

Информатизация образования: факторы влияния

Процесс информатизации отдельного сектора экономики, как явление комплексное, неразрывно связано с информатизацией всего общества в целом. На него воздействуют две группы факторов, внешних и внутренних:

  • Внешние факторы характеризуются достигнутым уровнем развития информационной индустрии, широтой применения информационных технологий во всех сферах жизни общества. Они определяют доступность и качество средств вычислительной техники, технологически возможный уровень информатизации общества, требуемую общеобразовательную подготовку и общий уровень информационной культуры.
  • Внутренние факторы контролируются самой системой образования. Они отражают не только текущий уровень развития педагогической науки и практики, но также способность системы воспринять и освоить информационные технологии. Данные факторы определяют формы и методы организации работы учащихся, степень разработанности нового содержания образования, эффективность использования ИТ в учебном процессе. Здесь большое значение имеет уровень профессиональной подготовки педагогов, их знакомства с потенциальными возможностями информационных технологий и умения использовать эти возможности в своей практической деятельности. С другой стороны, внутренние факторы определяют гибкость системы управления образованием, готовность ее к изменению содержания, переходу на новые прогрессивные формы и методы учебной работы.

Опыт российских регионов и городов, успешно внедряющих ИТ — в том числе и в сфере образования, показывает необходимость предварительной информатизации всех органов управления. Эффективность здесь во многом зависит от решения кадрового вопроса. Как показывает практика, трудности в работе с новым оборудованием или факты выявления неполной отдачи в его использовании в значительной степени связаны с неумением соответствующим образом организовать учебный процесс. В целом же применение информационных технологий в обучении дает два позитивных следствия: во-первых, позволяет интегрировать различные области знаний, и, во-вторых, совершенствовать методическую систему.

В контексте реализации программ по информатизации основными задачами российских учебных заведений сейчас становятся следующие:

  • развитие информационно-образовательной сети,
  • организация учебного процесса с использованием новых информационных технологий,
  • информатизация управленческой деятельности (переход к безбумажному документообороту, создание системы статистической отчетности, информационных баз данных),
  • переход к оснащению информационно-технических комплексов,
  • нормативно-правовое обеспечение функционирования информационной сети,
  • координация деятельности по информатизации образования в рамках регионов,
  • переподготовка кадров.

Для повышения эффективности этого процесса необходимо обеспечить проведение единой государственной политики в области информатизации. Первоочередной задачей здесь должно стать обеспечение органов управления образованием объективной информацией для подготовки и принятия решений. Необходимо обеспечить более эффективное использование бюджетных средств, а также дополнительное привлечение инвестиций различных уровней.

Определяющая роль также должна принадлежать развитию дистанционного образования. Некоторые вузы — например, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и Современный гуманитарный институт — претендуют на то, чтобы в скором времени полностью реализовывать программы высшего образования дистанционным способом. Однако при отведении более 70% учебного времени на дистанционное образование, возникают особые требования к материальной базе учебного заведения, к подготовке учебно-методических материалов, к организации текущего контроля, к квалификации преподавателей — а следовательно, требуются дополнительные инвестиции в инфраструктуру.

«Электронная Россия»: путь длиной в 9 лет

Информатизации образования неплохо вписывается и в программные контуры «Электронной России» — за 9 лет, на которые она рассчитана, планируется предпринять меры по информатизации всех областей деятельности, в том числе и образовательной. Так, в ее рамках предполагается разработка программ повышения уровня компьютерной грамотности россиян, подключение до 2005 года к интернету всех российских вузов и больше половины школ, создание электронных библиотек и т.д. Ожидается, что к ближайший год будет увеличен Госзаказ на дистанционное образование, а доля открытых форм обучения возрастет до 20-30%. Сегодня каждое профессиональное учебное заведение уже практически обязано опубликовать в интернете свои учебные программы.

Правительством пока запланированы расходы федерального бюджета на:

  • разработку комплекта электронных сетевых учебных материалов;
  • разработку средств сетевого тестирования и контроля;
  • создание общеобразовательного портала;
  • создание специализированных образовательных порталов;
  • закупку средств вычислительной техники и ПО.

В начале этого года Минобразования было объявлено шесть конкурсов на поставку услуг в области информатизации. В частности, был объявлен конкурс на развитие и обслуживание системы удаленного доступа школ России к информационным ресурсам. По итогам этого конкурса будет осуществлена закупка абонентских спутниковых приемных станций (АСПС), установка и ввод их в эксплуатацию, с последующим обслуживанием. Предельный общий объем финансирования в период 2004-2005 гг. составит 250 млн. рублей.

Также объявлен конкурс на разработку корпоративного портала управления сферой образования. Планируемый объем финансирования в 2004 г. составляет 8 млн. рублей, в 2005 г. — 7,5 млн. рублей. 25 млн. рублей будут выделены на финансирование автоматизированной системы информационного сопровождения приема в высшие и средние специальные учебные заведения. 35 млн. рублей — на обеспечение региональной связности отраслевой телекоммуникационной сети сферы образования.

Вообще в Министерстве образования и науки России отмечают положительную динамику финансирования материально-технической базы российских учебных заведений за последние годы. Ежедневно подписываются 10–12 контрактов на производство и поставку учебного оборудования. Финансирование по смете — т.е. когда образовательные учреждения получают деньги на покупку оборудования напрямую — непрерывно растет. В 2002 году на это было выделено 964 млн. рублей, в 2003-м — в два раза больше. Объемы 2004 года составят 2 млрд. 800 млн. рублей. При этом, учебное оборудование закупается также и по отдельной статье — Федеральной программе развития образования, по которой выделяется 365 млн. рублей. В рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)» на компьютеризацию образовательных учреждений в 2004 году будет направлено 1 миллиард 907 миллионов рублей.

Второе место по объему затрат занимает развитие электронно-образовательных ресурсов — на это направление в 2004 году будет выделено 453 миллионов рублей. В текущем году, по информации Минобразования, в интернете должны открыться еще два образовательных портала в дополнение к 15 существующим. На поддержку региональных систем информатизации выделено 332 миллиона рублей. В рамках этого направления в 2004 году планируется открыть 10 региональных центров дистанционного обучения (на данный момент их двадцать восемь). На развитие информационных систем управления образованием будет направлено 151 миллион рублей. Еще 147 миллионов рублей в текущем году федеральный бюджет выделит на подготовку специализированных кадров.

Текущая образовательная политика России учитывает общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе отечественного образования. Как подчеркивается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.», принятой Правительством РФ еще в декабре 2001 г., ввиду расширения масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. А значит, необходима информатизация образования и оптимизация методов обучения, а также радикальное улучшение материально-технической базы учебных заведений.

Наталья Попова / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS